ћодельна€ программа по созданию благопри€тных условий дл€ привлечени€ инвестиций (улучшени€ инвестиционного климата) в субъекте –оссийской ‘едерации

ѕј—ѕќ–“ ѕ–ќ√–јћћџ

Ќаименование ћодельна€ программа по созданию благопри€тных условий дл€ привлечени€ инвестиций (улучшени€ инвестиционного климата) в субъекте –оссийской ‘едерации
÷ель

”лучшение инвестиционного климата в субъекте –оссийской ‘едерации, обеспечивающее опережающее создание новых рабочих мест с производительностью труда, соответствующей производительности, сложившейс€ в развитых экономиках мира, рост   производства    товаров (работ,    услуг), достижение     на     этой     основе     устойчивого социально-экономического развити€.

«адачи формирование мер административной, инфраструктурной, финансовой, тарифной поддержки инвестиций;
снижение административных барьеров;
формирование мер налогового стимулировани€ инвестиций;
формирование мер по обеспечению инвестиций поставщиками и кадрами;
формирование мер стимулировани€ спроса;
формирование благопри€тных условий дл€ развити€ среднего и малого бизнеса.
ќжидаемые результаты увеличение производительности труда; увеличение средней заработной платы; сокращение безработицы;
рост объемов производства товаров (работ, услуг);
увеличение валового продукта субъекта –оссийской ‘едерации;
увеличение доходов бюджета субъекта –оссийской ‘едерации.
–азработчики ѕрограммы

ќбщероссийска€ общественна€ организаци€ «ƒелова€ –осси€»,
ќбщественный совет ÷ентрального федерального округа,      
 омпани€ «KEY PARTNER».

ќсновные направлени€ и меры реализации ѕрограммы

ћеры по улучшению инвестиционного климата в субъекте –оссийской ‘едерации реализуютс€ по следующим основным направлени€м:

  • создание благопри€тной дл€ инвестиций административной среды;
  • создание подготовленной дл€ инвестиций инфраструктуры;
  • формирование финансовых механизмов привлечени€ и поддержки инвестиций;
  • налоговое стимулирование инвестиций;
  • формирование привлекательных тарифных условий дл€ инвестиций;
  • обеспечение поставщиками создаваемых в результате инвестиций производств;
  • кадровое обеспечение инвестиций;
  • стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств.

1. —оздание благопри€тной дл€ инвестиций административной среды.
1.1.—оздание в субъекте –оссийской ‘едерации совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами. —овет возглавл€ет √убернатор, состав формируетс€ из руководителей профильных органов    исполнительной    власти    субъекта    –оссийской    ‘едерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправлени€, инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества.

1.2.—оздание специализированного агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами (далее - јгентства). ќсновными функци€ми јгентства €вл€ютс€: повышение в –оссии и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта –оссийской ‘едерации; регул€рный поиск и привлечение инвесторов; разработка перспективных направлений инвестиций; создание проектных команд по поддержке конкретных инвестиционных проектов; системна€ поддержка реализуемых инвестиций; выработка предложений по улучшению инвестиционного климата. Ќаблюдательный совет јгентства возглавл€ет √убернатор.

1.3.ѕрин€тие инвестиционной декларации и публичного регламента по работе с инвесторами, обеспечивающих реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта. ¬ыполнение разрешительных и согласовательных процедур силами јгентства с минимально необходимым участием инвестора.

1.4.ќбеспечение оперативной св€зи и эффективного взаимодействи€ инвесторов с руководством субъекта –оссийской ‘едерации (включа€ предоставление инвесторам номеров мобильных телефонов руководства) и решени€ в режиме «он-лайн» возникающих в процессе инвестиционной де€тельности проблем и вопросов.

1.5.ѕроведение аудита административных процедур и функций органов государственной власти с целью их оптимизации и упрощени€.

1.6.–азработка и прин€тие «акона субъекта –оссийской ‘едерации «ќ государственных услугах», обеспечивающего формирование системы стандартов    предоставлени€ государственных услуг, информатизацию процедур предоставлени€ государственных услуг, контроль качества их предоставлени€ и ответственность за несоблюдение стандартов качества предоставлени€ государственных услуг.

1.7.—оздание общественных советов при органах государственного и муниципального контрол€ (надзора) с целью общественного контрол€ надзорной среды и улучшени€ защищенности бизнеса и инвесторов.

1.8.–азработка и прин€тие «акона субъекта –оссийской ‘едерации, устанавливающего гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам.

1.9.—оздание специализированного много€зычного интернет-портала об инвестиционной де€тельности в субъекте –оссийской ‘едерации. »нтернет-портал    дожжен    обеспечивать    нагл€дное    представление инвестиционных возможностей субъекта –оссийской ‘едерации, его инвестиционной стратегии и инфраструктуры, потенциальных направлений инвестиций, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов.

1.10.≈жегодное издание доклада «»нвестиционный климат в субъекте –оссийской ‘едерации». ¬ключение в состав редакционной группы по подготовке доклада инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества. ќрганизаци€ широкого публичного обсуждени€ доклада.

1.11.ќбеспечение участи€ руководителей органов исполнительной власти субъекта –оссийской ‘едерации в тематических международных и российских инвестиционных и экономических форумах, саммитах, выставках и конференци€х с целью доведени€ профильной аудитории информации об инвестиционном климате и возможност€х субъекта –оссийской ‘едерации.

2. —оздание подготовленной инфраструктуры дл€ инвестиций.

2.1.—оздание подготовленных «промышленных площадок»: проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистраци€ прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной, телекоммуникационной и иной инфраструктуры.

2.2.—оздание индустриальных и технологических парков, обеспечивающих благопри€тные административные, инфраструктурные и иных условий ведени€ бизнеса резидентов парка. ѕривлечение частных организаций с успешным опытом создани€ индустриальных и технологических парков в качестве разработчиков и организаторов соответствующих парков.

2.3.–азработка моделей финансировани€    инфраструктуры индустриальных и технологических парков, привлекательных дл€ инвесторов и  эффективных  дл€  экономики  и  бюджета  субъекта  –оссийской  ‘едерации, устанавливающих размеры и формы платности, возвратности, срочности использовани€ различных источников финансировани€.

2.4.—тимулирование частных операторов индустриальных и технологических парков путем предоставлени€ им вознаграждени€, размер которого зависит от суммы налогов, фактически уплаченных в бюджет субъекта –оссийской ‘едерации привлеченными инвесторами – резидентами индустриального или технологического парка.

2.5.—оздание офисной, транспортной, социально-рекреационной инфраструктуры инвестиционной де€тельности.

3. ‘инансова€    поддержка    и    налоговое    стимулирование инвестиций.

3.1.–азработка концепции финансовой поддержки и налогового стимулировани€ инвестиций в основе, которой иде€ «бюджетных инвестиций в расширение налоговой базы и сокращение бюджетных об€зательств перед
безработными».

3.2.–азработка пор€дка субсидировани€ процентной ставки, предоставлени€ государственных гарантий, грантов субъекта –оссийской ‘едерации по реализуемым инвестици€м.

3.3.—оздание инвестиционного фонда субъекта –оссийской ‘едерации. –азработка механизма формировани€ капитала фонда, процедуры участи€ фонда в финансировании реализуемых в субъекте –оссийской ‘едерации инвестиций.

3.4.ќрганизаци€ взаимодействи€ субъекта –оссийской ‘едерации с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организаци€ми, российскими и международными институтами развити€ с целью использовани€ их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории субъекта –оссийской ‘едерации.

3.5.–азработка моделей финансировани€ инвестиционных проектов в субъекте –оссийской ‘едерации с учетом специфики конкретного инвестиционного проекта, определение пропорций и оптимального сочетани€ различных источников финансировани€.

3.6.–азработка комплекса налоговых стимулов дл€ привлечени€ иностранных и российских инвестиций.

3.7.—оздание системы «тонкой настройки» предоставлени€ налоговых льгот на основе оценки экономической   оправданности их предоставлени€.

3.8.–азработка комплекса налоговых льгот, стимулирующих выполнение программ энергоэффективности, внедрение использовани€ энергосберегающего оборудовани€ и технологий.

4. ‘ормирование    благопри€тных    тарифных    условий    дл€ инвестиций.

4.1. ”прощение процедур присоединени€ к сет€м ресурсоснабжающих организаций, включа€ субсидирование затрат на присоединение.

4.2.ѕовышение прозрачности закупок и инвестиций региональных и муниципальных   организаций   естественных   монополий, в том числе, путем установлени€ открытых процедур их осуществлени€ и использовани€ электронных площадок.

4.3.—оздание системы общественного контрол€ за размером и обоснованностью текущих затрат и инвестиций региональных и муниципальных организаций естественных монополий, включа€ создание единого публичного портала, содержащего исчерпывающую информацию о закупках и инвестици€х естественных монополий.

4.4.ќптимизаци€ финансировании де€тельности организаций естественных монополий, включа€ рациональное использование заемных средств и иных источников финансировани€ дл€ удовлетворени€ инвестиционных потребностей таких организаций.

4.5.¬ключение представителей инвесторов и общественных объединений предпринимателей в —оветы директоров региональных организаций естественных монополий или Ќаблюдательные советы региональных энергетических комиссий.

5. ќбеспечение    поставщиками    создаваемых    инвесторами производств.
5.1.»сключение практики нав€зывани€ инвесторам местных поставщиков.

5.2.—оздание центров формировани€ и развити€ технологических компетенций поставщиков.

5.3.—одействие оперативному формированию и (или) подбору необходимых инвестору региональных поставщиков, в том числе, из числа малого и среднего бизнеса.

5.4.—одействие встраиванию поставщиков в технологические цепочки производства инвестором конечной продукции.

6.  адровое обеспечение инвестиционного процесса.

6.1.ќрганизаци€ регул€рного обучени€ и повышени€ квалификации в области инвестиционной де€тельности и привлечени€ инвестиций (прежде всего, в ведущих зарубежных университетах и бизнес-школах) руководителей профильных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации и организаций, участвующих в инвестиционном процессе.

6.2.ќрганизаци€ процесса посто€нного совершенствовани€ квалификации и обмена опытом с лучшими зарубежными регионами, субъектами –оссийской ‘едерации, специализированными организаци€ми, ассоциаци€ми и объединени€ми.

6.3.”прощение в пределах полномочий субъекта –оссийской ‘едерации визовых и миграционных процедур дл€ иностранных инвесторов и квалифицированной рабочей силы. ќрганизаци€ јгентством работы по содействию    иностранным инвесторам и специалистам в рамках прорабатываемых и реализуемых инвестиций.

6.4.ќрганизаци€ профессионального ориентировани€ и совершенствовани€ образовательного комплекса субъекта –оссийской ‘едерации с целью своевременного изменени€ состава и численности выпускаемых специалистов соответствующих специальностей и квалификаций в   зависимости от потребности инвесторов и  реализуемых инвестиций.

6.5.ќрганизаци€ взаимодействи€ между инвесторами, органами исполнительной власти субъекта –оссийской ‘едерации, образовательными учреждени€ми по содействию своевременному подбору квалифицированного персонала и руководителей.

6.6.—оздание современных центров профессиональной подготовки переподготовки рабочих специальностей, ориентированных на реальные потребности инвесторов.

7. —тимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств.

7.1.–азработка, прин€тие и регул€рна€ актуализаци€ долгосрочного плана размещени€ заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дл€ государственных и муниципальных нужд, а также нужд организаций, наход€щихс€ в региональной и муниципальной собственности. ќбеспечение открытости и доступности этого плана, создающего ориентиры спроса целевым инвесторам и бизнес-сообществу.

7.2.‘ормирование регионального плана создани€ в субъекте –оссийской    ‘едерации конкурентоспособных производств импортозамещающей продукции. —тимулирование спроса на импортозамещающую продукцию посредством государственных закупок, а также закупок дл€ нужд организаций, наход€щихс€ в региональной или муниципальной собственности.

7.3.—одействие, включа€ софинансирование, обследованию конкурентоспособности продукции и эффективности сбытовых структур с получением независимых заключений. ¬ведение об€зательности указанных обследований дл€ каждой организации, претендующей на получение мер поддержки от субъекта –оссийской ‘едерации.

7.4.јдминистративное и информационное содействие производител€м конкурентоспособной продукции в заключении договоров с розничными сет€ми и оптовыми организаци€ми   дл€ замещени€ импортной продукции.

7.5.—убсидирование расходов производителей по продвижению продукции, в том числе, расходов на международную сертификацию товаров, (работ, услуг), системы менеджмента качества, а также на необходимые консультационные услуги. —офинансирование субъектом –оссийской ‘едерации проектов совершенствовани€ продукции, имеющих целью выход на новые рынки.

7.6.—одействие производител€м в получении экспортных кредитов, субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам, предоставление гарантий субъекта –оссийской ‘едерации по экспортным кредитам.

7.7.—оздание центров кластерного развити€. ќпределение целевых производственных кластеров и программ их развити€, согласование региональных программ с ѕравительством –оссийской ‘едерации и заинтересованными субъектами –оссийской ‘едерации.

7.8.—офинансирование субъектом –оссийской ‘едерации создани€, приобретени€ баз данных покупателей продукции, поставщиков. ќрганизаци€ совместных с заинтересованными организаци€ми переговоров с потенциальными покупател€ми продукции, включа€ зарубежных.

7.9.ѕроведение специализированных выставок, конференций, €рмарок, форумов на территории и за пределами субъекта –оссийской ‘едерации с участием администрации субъекта –оссийской ‘едерации в финансировании. ќрганизаци€ дней экономики субъекта –оссийской ‘едерации в –оссии и за рубежом. ќрганизаци€ регул€рного обмена деловыми делегаци€ми с другими субъектами –оссийской ‘едерации и зарубежными странами.

7.10.—одействие созданию, совершенствованию и продвижению интернет-сайтов, направленных на поиск и установление деловых св€зей между производител€ми и поставщиками.

7.11.—оздание в субъекте –оссийской ‘едерации ÷ентра деловых св€зей, оказывающего консультационные, информационные услуги, техническую поддержку процесса переговоров, предоставление малому и среднему бизнесу помещений, оборудованных дл€ проведени€ переговоров.

7.12.ѕроведение мастер-классов с привлечением лучших российских и иностранных бизнесменов с успешным опытом создани€ продуктов и организацией продаж.

ѕринципы реализации ѕрограммы.
ѕри разработке и исполнении ѕрограммы используютс€ следующие принципы.

ѕринцип комплексности.  омплексна€ реализаци€ ѕрограммы предполагает св€занное и последовательное осуществление ее мер и координацию де€тельности органов государственной власти –оссийской ‘едерации, субъекта –оссийской ‘едерации, органов местного самоуправлени€, ответственных за инновационное развитие, инвесторов, промышленных организаций, финансовых структур и банков, экспертного сообщества, естественных монополий, населени€.

ѕринцип публичности. ѕредполагает широкое вовлечение и открытое обсуждение обществом, предпринимател€ми, инвесторами, финансовыми организаци€ми и банками, экспертным сообществом, населением, а также масштабное информационно-презентационное освещение работы по формированию благопри€тного инвестиционного имиджа субъекта –оссийской ‘едерации, хода реализации инвестиционных процессов.

ѕринцип компетентности. »спользование экспертной компетентности предполагает предоставление ведущих ролей на всех этапах инвестиционных процессов профессиональным бизнес-участникам и экспертному сообществу, высокую конкуренцию стратегий, концепций, подходов и мнений

ѕринцип согласованности. ѕредполагает достижение высокой степени согласованности между основными участниками инвестиционного процесса.

ѕринцип использовани€ естественных преимуществ субъекта –оссийской ‘едерации. “ребует обоснованности и гармоничности предлагаемых стратегий и проектов, естественное использование сильных сторон и конкурентных преимуществ субъекта –оссийской ‘едерации, состо€ни€ его экономики и человеческого потенциала, его природно-климатических и ресурсных условий, экологии.

ѕринцип сбалансированности и практической обоснованности стратегии развити€ субъекта –оссийской ‘едерации. ѕредполагает недопущение однобокого и чрезмерно специализированного развити€ экономики субъекта –оссийской ‘едерации.

ѕринцип эффективности.
ѕредполагает учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих, природных ресурсов с ожидаемым полезным результатом и вредными последстви€ми.

ѕринцип концентрации на привлечении приоритетных (€корных) инвесторов. ѕредполагает аккумулирование усилий на инвесторах, формирующих промышленный или технологический кластер, а также стратегию на привлечение иностранных инвестиций как комплексного решени€ вопросов получени€ технологий, финансировани€, современного управлени€, спроса, развити€ рынка труда, развити€ спроса на полуфабрикаты и комплектующие.

ћЌ≈Ќ»я
ѕродолжение курса на локализацию производства
—кептики снижают темп развити€ арктических территорий
—тратеги€-2030: мыслить стратегически
√осподдержка необходима прежде всего производственным предпри€ти€м
ѕ”ЅЋ» ј÷»»
ѕерерасчет по налогам
“отальное повышение взносов во внебюджетные фонды приведет к уходу зарплат в тень, считает председатель комитета по налогам "ƒеловой –оссии" ћарина «айкова....

√убернаторы лично ответ€т за развитие конкуренции в бизнесе
" ажда€ из этих систем должна быть перестроена, чтобы компании боролись за клиента", - отмечает јнтон ƒанилов-ƒаниль€н, с...

ѕр€мой дорогой в тень
ћарина «айкова: Ђ≈сли мы хотим развивать экономику и поощр€ть высокотехнологичные производства, мы должны Ќƒ— в таких отрасл€х - что? ѕравильно, снижать!ї...

ƒол€ частного бизнеса
√лавы регионов будут об€заны развивать частную инициативу по специальному госстандарту...

‘едеральные трассы обезнаружат
–екламу вдоль автодорог снова хот€т запретить...