RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Александр Галушка на встрече с губернатором Свердловской области Александром Мишариным: «Программы улучшения инвестиционного климата должны быть написаны языком, понятным для предпринимателей. Бизнес должен ясно видеть себя в этих программах»

Александр Галушка на встрече с губернатором Свердловской области Александром Мишариным: «Программы улучшения инвестиционного климата должны быть написаны языком, понятным для предпринимателей. Бизнес должен ясно видеть себя в этих программах» 16 ноября 2011

12 ноября в Екатеринбурге прошел круглый стол «Деловой России», «Агентства стратегических инициатив», Правительства Свердловской области и журнала «Эксперт»: «Новые стандарты поддержки бизнеса в регионах», в ходе которого обсуждались вопросы внедрения осн

12 ноября в Екатеринбурге прошел круглый стол «Деловой России», «Агентства стратегических инициатив», Правительства Свердловской области и журнала «Эксперт»: «Новые стандарты поддержки бизнеса в регионах», в ходе которого обсуждались вопросы внедрения основных положений Стандарта создания благоприятного инвестклимата в регионах России. 

В мероприятии приняли участие президент «Деловой России» Александр Галушка, губернатор Свердловской области Александр Мишарин, генеральный директор «Агентства стратегических инициатив» Андрей Никитин, Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев,  вице-президент, председатель Экспертного совета «ДР» Александр Осипов, заместитель председателя Экспертного совета «ДР» Сергей Качаев,  а также представители региональных отделений делороссов: Свердловского отделения - Борис Зырянов, Тюменского - Лариса Невидайло,  Ханты-Мансийского - Вячеслав Соловьев, Челябинского - Игорь Кравченко. Всего в мероприятии приняли участие более 70 человек.

В начале своего выступления Александр Галушка отметил важность принятого стандарта благоприятного инвестиционного климата региона именно для несырьевого среднего бизнеса. При этом подчеркнув, что сам термин «стандарт» как и его 15 пунктов были одобрены лично Владимиром Путиным. Это означает, что именно региональные администрации, губернаторы ответственны за благоприятный инвестиционный климат в своих регионах. Данный тезис также подчеркнул в ходе своего выступления на Государственном Совете в Хабаровске Президент России. 

По мнению г-на Галушки, в отличие от крупного сырьевого бизнеса, который может решать свои проблемы с властью в «ручном» режиме, и малого торгового, поддерживаемого государством через изъятие из общих правил и создание специальных условий, среднему бизнесу от государства нужен благоприятный инвестиционный климат. «Государство, региональные власти – это производитель инвестиционного климата, а предприниматели – потребители», - подчеркнул Александр Галушка.

Год назад в своем Послании Президент России дал поручение региональным властям разработать программы, улучшающие инвестиционный климат. Однако, несмотря на принятые в регионах объемные документы по «улучшению инвестиционного климата», на деле являющиеся программами социально-экономического развития, это не привело к реальному улучшению инвестиционной привлекательности большинства регионов. И такое положение дел нельзя признать удовлетворительным.

Созданные региональными администрациями 53 регионов России Агентства по привлечению инвестиций, а также некоторые другие меры: технопарки, налоговые каникулы, субсидирование процентной ставки и т.д., также фактически не сказались на привлечении инвесторов. В чем же секрет успеха региональной инвестиционной привлекательности?

По мнению Александра Галушки, он обусловлен несколькими причинами: компетенция, коммуникация и мотивация.

Компетенция и коммуникация. Практика показывает, что успешны те региональные администрации, которые говорят на «одном языке» с инвестором, а не штампами из очередной программы. Именно в этом случае все остальные меры, принятые региональной властью, из формального атрибута превращаются в реально действующий механизм. Причем, эти две составляющие не требуют дополнительных финансовых расходов. В чем заключается коммуникация? Очень важно, чтоб она включала в себя обратную связь с бизнесменами, которые высказывали бы свое мнение относительно изменений на региональном уровне. Также нужна подлинная оценка работы региональных администраций по практическому воплощению положений стандарта.

Мотивация. Федеральный центр должен создать систему стимулов для осуществления этой деятельности и понятную систему аудита работы губернаторов. На прошедшем в Хабаровске заседании президиума Госсовета было отмечено, что сегодняшняя система межбюджетных отношений  - это тормоз для экономического развития успешных регионов. Если в регионе создан благоприятный инвестиционный климат, растет производство, создается налоговая база, то он сразу лишается федеральных дотаций. Это демотивирует региональную власть улучшать инвестиционный климат. «Деловая Россия» озвучила ряд предложений, по которым Президент России уже дал соответствующие поручения, направленные на изменение сложившихся межбюджетных отношений.

В завершении работы круглого стола Александр Галушка внес ряд предложений по оптимизации и доработке положений стандарта с учетом предложений предпринимателей УрФО:
1. Использование лучшего международного опыта. Необходимо систематизировать лучшие мировые практики, уже приобретенный регионами эксклюзивный опыт создания благоприятного инвестиционного климата. Например, в Сингапуре инвестор занят лишь поставкой оборудования, которое приобретает у государственных лизинговых кампаний.  К этому уровню отношений государства и инвестора нам необходимо стремиться.
2. Стиль и язык программных документов. Наши документы, текст стандарта, программы должны быть написаны понятным предпринимателю языком. Это должен быть не бюрократический, а «клиентоориентированный» язык.
3. Единый свод мер государственной поддержки. Актуальной задачей является формирование систематизированного свода видов и мер государственной поддержки. Сегодня значительная часть бизнеса не «видит» себя в государственных программах, не ощущает на себе меры поддержки государства. В этой связи стыковочной площадками инвесторов с федеральной властью является АСИ, а с региональной – корпорации развития.
4. Стандарты инвестиционного климата муниципалитетов. Помимо региональных усилий по улучшению инвестиционного климата, нужны и муниципальные усилия. Такие местные программы уже успешно реализуются в Татарстане и Ульяновской области.
5. Проблема спроса на российскую продукцию. Россия уже фактически вступила в ВТО, поэтому российский бизнес должен ясно видеть свой экспортный потенциал на глобальных рынках. Все успешные компании – глобальны.
6. Информирование предпринимателей о возможностях, которые открывает новый ФЗ №223. С 2012 года вступает в силу новый закона о закупках госкомпаний, в соответствие с которой все государственные кампании – «Газпром», РЖД, «Роснефть» и другие – будут обязаны публиковать информацию о своих закупках. В результате бизнесу станет доступна информация о закупках на сумму более 6 триллионов рублей в год.

Комплексная реализация этих мер способна дать подлинный эффект улучшения инвестиклимата и развития несырьевого бизнеса. 

Теги:
Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Партнёры