RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Александр Рудик на КЭФ: Бизнес должен влиять на учебные программы вузов

Александр Рудик на КЭФ: Бизнес должен влиять на учебные программы вузов 13 апреля 2018

Член координационного совета «Деловой России», руководитель комитета по профобразованию и подготовке кадров Александр Рудик выступил на круглом столе «Развитие кадрового потенциала региона», который прошёл в пятницу в рамках Красноярского экономического форума.

Круглый стол организовали Минобрнауки, Минтруд, Минэкономразвития совместно с Высшей школой экономики. Модерировал мероприятие ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский.

Создание условий для формирования человеческого капитала в отдалённых регионах имеет особое значение для развития территорий. Миграция талантливых абитуриентов и выпускников вузов, низкая доступность образования, недостаточная связь с работодателями, низкая функциональная грамотность взрослого населения и низкая вовлечённость в непрерывное образование оказываются серьёзными барьерами для развития субъектов РФ. В ответ на эти вызовы были запущены реформы, ориентированные на поддержку развития человеческого капитала в регионах. Результатами стали программа опорных вузов, приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, сеть детских технопарков «Кванториум» и т.п.

Тем не менее, преодоление перечисленных барьеров требует особых мер госполитики в развитии регионов. Поиск этих решений возможен только при совместном диалоге федеральных и региональных властей, бизнеса и образовательных организаций. Участники дискуссии обсудили, из чего состоит единая инфраструктура человеческого капитала в регионе, как мотивировать его развитие, как скоординировать усилия разных ведомств для этого, и другие вопросы, связанные с непрерывном образованием, удержанием талантов в регионе, ГЧП в решении социально-экономических вопросов территорий.

Александр Рудик рассказал, что предприниматели в основном жалуются на кадровое обеспечение своих производств, особенно в регионах. «И эта ситуация как минимум не улучшается», – подчеркнул он.

По словам делоросса, сейчас происходит глобальная трансформация экономики конвейера в экономику знаний. В будущем всё больше будут востребованы люди, способные принимать решения в состоянии неопределённости, анализировать, мыслить творчески. «Это не профессия, – обратил внимание Рудик. – Обучение профессиям как таковым в вузе не нужно, потому что они меняются так быстро, что, придя на первый курс, человек может выйти из института в несуществующую профессию».

Другая негативная тенденция – поляризация спроса на профессии со среднего сегмента на высококвалифицированный и низкоквалифицированный, продолжил член корсовета «Деловой России». При этом структура российской экономики такова, что 60% занятых находятся как раз в среднем сегменте. По некоторым оценкам, к 2025 году из-за изменения профиля окажутся «лишними» от 8 до 10 млн людей. А дефицит специалистов т.н. «экономики знаний» составит 6-7 млн. В развитых странах средняя доля «экономики знаний» в структуре занятости – 25%. Лидер – Великобритания, у неё 45%. В России – 17%, и этот показатель не растёт, привёл статистику глава профильного комитета бизнес-объединения.

Причин, по мнению Александра Рудика, несколько. Это слабый спрос на новых людей со стороны бизнеса (низкая скорость технологического перевооружения), малая доля МСП и преобладание госсектора в структуре работодателей, который не только не даёт запроса на новых людей, но и обеспечивает т.н. «социальную занятость», которая порождает «трудовую бедность».

Кроме того, система образования не готова к тому, чтобы готовить новых людей. Образованность сменилась дипломированностью: доля абитуриентов упала на 40%, а выпускников стало в два раза больше.

Но и сами люди вместо стремления к росту предпочитают стабильность. Вследствие этого россияне получают примерно одинаковую зарплату. Разница в зарплатах врача и водителя в России составляет примерно 20%, тогда как в той же Бразилии эти зарплаты различаются в 2,7 раза.

«Фокус надо делать на университетах, – убеждён Александр Рудик. – Университеты менее зарегулированы, у них больше свободы, чем у школ, они работают с самой активной частью будущего трудового резерва. Университеты могут стать точками роста территорий».

Запрос бизнеса – университет должен стать более открытым и автономным, должен развернуться в сторону бенефициаров – бизнеса и региональной власти, которые должны влиять (например, через наблюдательные советы работодателей) на учебные программы, на кадровые решения. У вузов, в свою очередь, появятся деньги. Нынешнее же отсутствие влияния порождает недоверие бизнеса к университету. «Я ещё подумаю: заказать студента в вузе или взять "полуфабрикат" и подготовить его самостоятельно», – пояснил Александр Рудик.

В сессии также приняли участие замминистра образования и науки РФ Павел Зенькович, вице-губернатор Томской области Людмила Огородова, замдиректора департамента госполитики в сфере государственной и муниципальной службы Минтруда РФ Леонид Вахнин, и.о. ректора Сибирского госуниверситета науки и технологий имени академика Решетнёва Дмитрий Деревянных, проректор Уральского федерального университета Даниил Сандлер, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова и другие.
 
Партнёры