RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Публикации » «Аленка» для китайцев: какие российские товары Alibaba продаст в КНР

«Аленка» для китайцев: какие российские товары Alibaba продаст в КНР 15 октября 2018

Alibaba Group представила первых российских партнеров, чьи товары будет продавать в Китае. Они получат доступ к рынку страны с населением 1,4 млрд человек, которые считают продукты из России экологически чистыми.

AliExpress (входит в Alibaba Group) поможет открытию представительств российских производителей на одной из своих платформ в Китае - Tmall. Компания обсуждает возможность продажи китайским пользователям товаров таких брендов, как "Балтика", "ВкусВилл", "Объединенные кондитеры", KDV Group и других. Об этом РБК рассказал глава AliExpress в России Лю Вей.

По его словам, Tmall будет закупать российские товары у поставщиков, самостоятельно привозить их на свой склад в Китае, а затем выставлять на своей площадке. Такая схема позволит доставлять товары местным покупателям в течение одного дня.

Представитель холдинга "Объединенные кондитеры" отметил, что они начали работать с группой с 2017 года, открыв шоурум (интернет-витрину) на платформе Alibaba.com. "Сейчас ведем активную работу с Tmall для поставки уже полюбившегося шоколада и печенья "Аленка" китайским потребителям напрямую", - подтвердил он. Представители "ВкусВилла" и "Балтики" также подтвердили, что ведут переговоры о сотрудничестве с Tmall. В KDV Group не ответили на вопросы РБК.

Почему Alibaba решила помогать российским компаниям

По словам представителя AliExpress, на первом этапе компания договаривается с 30 поставщиками, речь идет примерно о 1 тыс. товарных наименований. В Китае Tmall работает по модели маркетплейса с комиссией с продаж. По какой модели площадка будет работать с российскими поставщиками, не раскрывается. На Tmall в Китае будут выставляться товары со сроком хранения не менее шести месяцев. Однако, как рассчитывает представитель "ВкусВилла", со временем компания сможет поставлять продукты и с более короткими сроками годности.

В целом у Alibaba Group в Китае около 550 млн покупателей, но отдельные показатели для Tmall и других платформ компания не раскрывает. Каким будет оборот от продажи российских товаров в Китае и сколько на этом сможет заработать Alibaba, в компании не прогнозируют.

"Международная экспансия" российских брендов, "доступ к рынку, в четыре раза превышающему численность населения России", - одна из заявленных целей AliExpress Russia. Это совместное предприятие, о появлении которого в сентябре 2018-го договорились Alibaba Group с "МегаФоном" (24%), Mail.Ru Group (15%) и Российским фондом прямых инвестиций (13%). Сделку планируется закрыть в первом квартале 2019 года.

Как тогда анонсировала Труди Дай, президент b2b-направления Alibaba Group (в него входят также AliExpress, Alibaba.com, 1688.com), "совместными усилиями компании смогут способствовать выходу российских игроков на новый уровень и глобальные рынки". "Доступ российских компаний на новые рынки - это только начало. В будущем Alibaba поможет малому и среднему бизнесу участвовать в реализации стратегии глобализации, включая упрощение системы продаж, закупок, логистики и платежей. В ближайшие месяцы первым этапом может стать глобализация более сотни российских брендов, и платформой для этого выступит AliExpress", - рассказывала Труди Дай без уточнения деталей.

В чем выгода для производителей

По словам члена генерального совета "Деловой России" Александра Сучкова, выход на китайский рынок - это очень трудная задача, поскольку нужно решить вопросы с адаптацией и сертификацией продукции. "При этом выйти на рынок офлайн практически невозможно - производителю нужно несколько лет вкладывать в маркетинг, чтобы его товар стал узнаваем у покупателей и сети согласились поставить его на полки. Несколько лет назад мы пытались вывести на китайский рынок российскую марку меда, но сеть, в которой уже была представлена эта категория продукции от других зарубежных производителей, так и не согласилась взять наш продукт", - рассказал Сучков. По его мнению, российские поставщики не смогут конкурировать с китайскими в сегменте так называемого ширпотреба, но в продуктах питания смогут, и продажи онлайн через Alibaba могут дать узнаваемость товару. Он напоминает, что население Китая составляет около 1,4 млрд человек, это огромный рынок.

На сложности с организацией поставок в Китай, прохождением бюрократических процедур, получением сертификатов, необходимостью защиты интеллектуальной собственности и т. д. указывает и гендиректор Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев.

По словам старшего директора по экспортным продажам и внутригрупповым поставкам "Балтики" Елены Вольгушевой, рынок Китая - "один из наиболее перспективных с точки развития экспорта". "Это самый большой пивной рынок в мире, примерно в семь раз больше российского. Доля этого рынка в экспортных продажах "Балтики" среди стран дальнего зарубежья составляет более 30% и продолжает расти", - отметила Вольгушева. Всего на экспорт приходится менее 10% в общих продажах "Балтики" (абсолютные цифры компания не раскрывает), но в компании называют это хорошим результатом, учитывая, "что российский рынок остается главным приоритетом". "В текущий момент продажи онлайн запущены в пилотном режиме. Новый канал позволяет охватить всю территорию страны и стремительно развивается. Его основное преимущество - возможность доставки в любую точку Китая в кратчайшие сроки", - указала Вольгушева.

Управляющий по качеству и закупкам компании "ВкусВилл" Евгений Римский также назвал китайский рынок перспективным. "Мы видим хороший потенциал в сотрудничестве с одной из крупнейших онлайн-платформ AliExpress как старт для нашего экспортного направления. Под торговой маркой "ВкусВилл" сейчас выпускается продукция от более 450 российских поставщиков. Конечно, нам интересно вывести производителей "ВкусВилла" на новые рынки, и рынок Китая для этого - отличная возможность", - говорит он.

По словам представителя "Объединенных кондитеров", благодаря возможности использовать платформу Tmall холдинг сможет "более полно представить кондитерские изделия для китайских потребителей и увеличить объемы продаж".

Есть ли перспективы у российских товаров

По словам Андрея Слепнева, Китай - главный контрагент России по экспорту с середины 2017 года. За первое полугодие 2018 года общий объем экспорта России в Китай вырос на 43% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил $25,9 млрд. При этом объем несырьевого неэнергетического экспорта России в Китай в первом полугодии составлял $5,8 млрд, что на 19% выше, чем в том же периоде 2017 года. "Китайский рынок обладает очень большими перспективами, чему способствуют социально-экономические процессы в стране, такие как курс на улучшение экологической ситуации и повышение уровня жизни. Наиболее перспективные несырьевые группы (по которым существует дефицит в Китае и конкурентоспособное производство в России) - продукция деревообработки, нефтехимикаты, продовольствие (масличные, зерно, готовые продукты), целлюлозно-бумажные товары, цветные металлы, драгоценные металлы", - рассказал Андрей Слепнев.

По итогам 2017 года Китай был на втором месте среди покупателей российского продовольствия после Египта, по данным РЭЦа. Китай закупил в России продовольствия на $1,717 млрд. Китаю в России интересны в первую очередь рыба и морепродукты, а также растительные масла. В целом в 2017 году экспорт продуктов питания из России вырос на 24,6%, до $19 млрд.

Представитель AliExpress отметил, что покупатели в Китае хотят пробовать новые товары. Российская продукция считается экологически чистой. Основная задача компании - увеличивать количество продавцов на своей платформе. В перспективе компании, с которыми площадка будет сотрудничать в Китае, смогут стать ее партнерами и в России.

Объем российского рынка электронной торговли, по оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2017 году составил 1,04 трлн руб., из них 374 млрд руб. пришлись на трансграничную торговлю, в первую очередь на приобретение россиянами товаров в китайских интернет-магазинах. В первом полугодии 2018 года, согласно статистике ЦБ, россияне потратили на товары в иностранных интернет-магазинах $5,19 млрд (344 млрд руб. по текущему курсу). При этом иностранцы потратили в российских интернет-магазинах $53 млн (3,5 млрд руб.).

Впрочем, глава АКИТ Артем Соколов сомневается, что партнерство будет реализовано в описанной AliExpress схеме, поскольку "вряд ли Tmall будет рисковать своими деньгами (закупая товары) ради блага российских производителей - меценатства в торговле не бывает".

РБК

Партнёры