RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Анастасия Алехнович и Кирилл Никитин представили концепцию новой налоговой политики

Анастасия Алехнович и Кирилл Никитин представили концепцию новой налоговой политики 01 декабря 2017

30 ноября в Доме экономиста состоялись Абалкинские чтения на тему «”Умная налоговая система” vs бездефицитный бюджет, здесь и сейчас». Мероприятие организовано Вольным экономическим обществом при содействии Института экономики роста имени Столыпина.

В рамках пленарного заседания вице-президент «Деловой России», директор Института экономики роста Анастасия Алехнович и председатель комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике, член рабочей группы по созданию «Стратегии роста» Кирилл Никитин представили концепцию новой налоговой политики «Умная налоговая система» (Smart taxes).

Ожидается, что реализация налоговых предложений «Стратегии роста» позволит мобилизовать дополнительный приток инвестиций в экономику в размере 1,5-2 трлн руб. в год. Суммарный эффект от этого, выраженный в дополнительном приросте темпов ВВП, составит 0,7 процентного пункта (п. п.) в год на первом этапе (в 2017-2019 годах) и 1,4 п. п. – на втором (в 2020-2025). Чтобы новая налоговая политика эффективно выполняла стимулирующую функцию, она должна быть синхронизирована с основными этапами «Стратегии роста» и стимулировать приоритетные источники роста.

Документ разработан в рамках общей стратегии социально-экономического развития России до 2025 года, которую готовит Столыпинский клуб во главе с уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. Основными целями новой концепции налоговой политики является стимулирование экономического роста, социально-экономического развития и выравнивание избыточного неравенства доходов, препятствующего первым двум целям.

Ключевая задача новой налоговой политики – создание «умной» налоговой системы, которая будет стимулировать рост экономики. По мнению авторов концепции, нынешняя российская налоговая политика – довольно примитивный инструмент по изъятию средств из экономики в пользу консолидированного бюджета, она выполняет только фискальную функцию и порождает, усугубляет ряд проблем российской экономики: недостаток средств для развития бизнеса, большой теневой сектор; чрезмерная централизация налоговой системы, избыточное неравенство доходов по регионам и отраслям и другие.

Налоговая реформа должна проходить в два этапа. Ключевая задача на первом этапе – увеличение налоговой базы за счёт снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, стимулирование роста производственных МСП, создание условий для выхода бизнеса из тени и ликвидация избыточного неравенства доходов населения.

Задача второго этапа – тонкая настройка налоговой системы, направленная на устранение диспропорций и эффективное перераспределение ресурсов с целью обеспечения устойчивого роста экономики. В рамках второго этапа возможно усложнение налоговой системы: применение налоговых новаций и элементов тонкой настройки, которые вкупе с использованием новейших технологий (анализа больших данных) позволяют устанавливать оптимальный уровень изъятия из экономики с целью стимулирования экономического роста в новых отраслях и депрессивных регионах.

Концепция предлагает предоставить субъектам РФ право в дополнение к акцизам вводить налог с продаж на алкогольную и табачную продукцию. Поступления от налога с продаж предполагается распределять между региональными и муниципальными бюджетами в пропорции 50% на 50%.

На первом этапе предлагается также провести модифицировать НДФЛ: зарплату ниже прожиточного минимума (10 тыс. руб.) не облагать НДФЛ, при этом доходы физлиц свыше 1 млн руб. в месяц облагать НДФЛ по ставке 30%. Зарплату свыше прожиточного минимума, но ниже 1 млн руб. в месяц облагать НДФЛ по ставке 13%. Распределение поступлений от НДФЛ между муниципальными и региональными бюджетами также должно быть в пропорции 50 на 50.

Эти механизмы налоговой политики обеспечат на первом этапе существенное повышение уровня инвестиционной активности и более умеренный рост потребления домохозяйств, прогнозируют авторы документа. По их оценке, рост ВВП благодаря этим мерам может ускориться до 3,2% против 2,2% в прогнозе Минэкономразвития.

Для перехода ко второму этапу реформы необходимо достичь ключевых показателей по стимулированию экономического роста и создание информационно-аналитической системы «Электронная экономика 1.0». Новая налоговая система должна основываться на анализе больших данных и быть комплексной системой по установлению оптимального уровня изъятия сверхнормативной прибыли и одновременного налогового стимулирования секторов и регионов, имеющих особое значение для долгосрочного роста и решения социальных задач. Цель второго этапа – настройка налоговой системы, диверсификация фискальной нагрузки в отдельных секторах или регионах в зависимости от уровня доходности и значимости для экономики и решения социальных задач.

В частности, на втором этапе авторы концепции предлагают сконцентрироваться на работе с налогом на добавленную стоимость (НДС) и налогом с продаж (НСП). Предлагается рассмотреть замену системы расчёта НДС как разницу входящего и исходящего на систему расчёта прямым способом (ставка на добавленную стоимость, рассчитываемую как сумма прибыли, фонда оплаты труда и амортизации).

Эксперты Столыпинского клуба предложили устанавливать федеральную часть ниже для депрессивных и перспективных регионов, выше – для развитых и высокодоходных. А также в зависимости от видов товаров – ниже на социальные товары, выше на предметы роскоши и вредного потребления. Ставки налога по региональной части на определённый перечень товаров предложено дифференцировать в зависимости от задач регполитики.

Авторы также предлагают на втором этапе заменить страховые платежи в социальные фонды на единый социальный налог (ЕСН). Введение ЕСН при этом должно происходить одновременно с реформой пенсионной системы. Предложено перейти на добровольное накопление пенсий(6% не взимаются в обязательную накопительную часть) и стимулировать частные пенсионные накопления. Например, на 1 руб., перечисляемый сотрудником в накопительную пенсию, вычитать 1 руб. из налогооблагаемой базы НДФЛ, и 1 руб. платит работодатель, относя его на затраты по налогу на прибыль (но не более 10% от прибыли на всех работников).

Кроме этого, на втором этапе предлагается ввести единый налог на природную ренту, устанавливать акцизы на топливо как для поставки на внутренний рынок, так и для экспорта, полный или частичный отказ от возврата НДС при экспорте товаров 1-2 передела, постепенное уменьшение экспортных пошлин в соответствии с расчётом невозврата НДС и требованиями ВТО и предоставление налоговых льгот сырьевым компаниям под проекты по глубокой переработке сырья.

Экспертное обсуждение концепции налоговой политики, разработанной Столыпинским клубом, продолжится на различных экспертных площадках в течение месяца.

Сегодня Россия входит в группу стран с наиболее высокой налоговой нагрузкой – на 7,2 п. п. выше, чем в среднем по миру. Общая налоговая нагрузка включает в себя налог на прибыль, налог на фонд оплаты труда и прочие налоги. По данным исследований PwC, в России общая налоговая нагрузка в 2007-2016 годах снизилась с 51,4 до 47,4%, при этом нагрузка на ФОТ выросла на 4,3 п. п., до 36,1% . В среднем по миру за этот период налоги на труд сократились с 18,2 до 16,3%. Налоговая нагрузка на ФОТ Россия в 2,2 раза превышает среднемировой показатель. Низкие доходы населения, рентабельность бизнеса и налоговые доходы бюджета из-за спада в экономике не позволяют существенно изменять налоговую систему: низкая база не оставляет пространства для манёвра. 5 декабря 2016 по итогам послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин дал поручение о разработке ключевых параметров налоговой системы на 2019 год и последующие годы.

Партнёры