RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Анастасия Алехнович на «Сочи-2016» предложила, как побуждать муниципалитеты развивать МСП

Анастасия Алехнович на «Сочи-2016» предложила, как побуждать муниципалитеты развивать МСП 01 октября 2016

Вице-президент, руководитель Аналитического центра «Деловой России» Анастасия  Алехнович выступила на панельной секции «”Гений места”: эффективное управление на местах — баланс федерального, регионального и муниципального управления», которая прошла в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016».

Реформа местного самоуправления, проведённая в 2004-2008 годы, несмотря на декларируемую цель повышения самостоятельности местного самоуправления, привела к обратному эффекту: количество местных налогов сократилось с 5 до 3, снизились и нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, констатировала Анастасия Алехнович. В результате произошло снижение объёма и доли налоговых доходов местных бюджетов, что поставило местные органы власти в жёсткую зависимость от межбюджетных трансфертов.

На этом фоне происходил рост количества полномочий, передаваемых на местный уровень: с 236 в 2006 году до 515 в 2014 году, продолжила она. Низкая финансовая обеспеченность полномочий привела к снижению качества местного самоуправления и предоставляемых местными органами власти услуг. При этом улучшение инвестклимата в России во многом зависит от местных органов власти, так как в их ведении находится работа с МСП, подключение к инженерным коммуникациям, земельно-имущественные отношения, выдача исходной разрешительной документации на строительство, согласование размещения нестационарных объектов.

«Ситуация, когда большая часть налогов, собранных на территории муниципального образования, уходит в бюджеты вышестоящих уровней, создает коррупционные риски и лишает местные органы власти мотивации по развитию собственной налогооблагаемой базы через создание условий для выхода предприятий из «тени», повышения качества муниципальных услуг», – подчеркнула вице-президент «Деловой России».

Доля местных бюджетов в ВВП России снизилась с 10,9% в 1997 году до 4,3% в 2015 году, привела она статистику. Анализ международного опыта показал, что в странах с сопоставимыми принципами административно-территориального деления доля муниципальных бюджетов в ВВП выше: в Китае в 2014 году она равнялась 11,6%, в США – 6,9%, в Канаде – 5,7%. Кроме того, ситуация с местными бюджетами в России противоречит Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной нашей страной, напомнила Анастасия Алехнович.

Решение проблемы низкой финансовой обеспеченности полномочий местных органов власти она разделила на два направления: осуществление бюджетного и налогового манёвров с целью увеличения доли налоговых доходов, поступающих в бюджеты муниципальных образований в 3 раза и мотивация муниципалитетов в зависимости от темпов развития сектора МСП.

Но осуществление налогово-бюджетного маневра в текущих экономических условиях может привести к разбалансировке бюджетной системы, предупредила глава Аналитического центра «Деловой России». Поэтому она предложила реализовать более мягкий вариант стимулирования муниципалитетов по развитию МСП – через премирование в размере 75% от прироста налоговых поступлений от малых и средних предприятий за предыдущий отчётный период.

«Наиболее успешные в экономическом плане регионы реализуют собственные программы поддержки муниципалитетов, исходя из динамики социально-экономического развития, в т.ч. динамики сектора МСП, – рассказала Анастасия Алехнович. – Одна из таких схем работает в Самарской области. Система поощрения муниципалитетов сейчас реализуется также в Челябинской области, разработка системы стимулирования ведется в Курганской области. Однако такие решения не являются системными».

Внедрение разработанной в рамках проекта «Диагноз и рецепты российского бизнеса» методики мотивации муниципалитетов по развитию МСП позволит предложить системное решение проблемы незаинтересованности местных органов власти в увеличении налогооблагаемой базы, при этом сохранит сложившийся баланс межбюджетных отношений, не сомневается вице-президент «Деловой России».

По её мнению, внедрение методики может осуществляться в пилотном режиме в двух группах регионов: наиболее дотационных регионах с высокими показателями регионального долга (Мордовии, Костромской, Смоленской, Астраханской областях, Карелии, Северной Осетии, Хакасии, Ингушетии, Еврейской АО, Забайкальском крае, Марий Эл) и регионах-лидерах социально-экономического развития (в соответствии с рейтингом АСИ).

К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Лизинг становится частью экосистем крупных банков
Зачем кредитным организациям лизинг и что они могут предложить рынку
Драйвер российской экономики оказался слишком грязным
Добыча полезных ископаемых лидирует по выбросам и отходам
Партнёры