RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Андрей Назаров: «Бизнес и власть занимаются общим делом»

Андрей Назаров: «Бизнес и власть занимаются общим делом» 26 мая 2015

В рамках 10-го форума «Деловой России» состоялась сессия «Власть и бизнес: философия общего дела». Модератором сессии выступил сопредседатель «Деловой России», исполнительный сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров.

В дискуссии также приняли участие министр по делам открытого правительства Михаил Абызов, замминистра РФ по развитию Дальнего Востока Александр Осипов, член генсовета «Деловой России», первый зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, член генсовета «Деловой России», общественный омбудсмен по госзакупкам Сергей Габестро и др.

Как подчеркнул Андрей Назаров, бизнес и власть вместе делают общее важное дело – развивают экономику, создают новые рабочие места, строят заводы». Он отметил, что, несмотря на наличие разногласий и трений, за последние годы бизнесу  удалось выстроить механизм взаимодействия с властью, когда последняя реализует большинство запросов от предпринимательского сообщества. В качестве примеров такого плодотворного подхода он привел в пример Национальную предпринимательскую инициативу, амнистию капиталов, создание единого реестра проверок, продолжающуюся реформу по гуманизациии уголовного законодательства в экономической сфере.

«Сейчас бизнес рассчитывает на максимальную поддержку со стороны государства, - заявил сопредседатель «Деловой России». – Прежде всего, это относится к снижению ключевой ставки Центробанка, так как при текущей ставке резко сузилась возможность привлечения финансирования». Он также отметил важность появления новых инструментов поддержки бизнеса, таких как ТОРы (территории опережающего развития). Андрей Назаров выразил надежду, что ТОРы станут не только механизмом локального территориального развития, но подходы, применяемые в них, впоследствии будут масштабироваться во всероссийских масштабах.

Михаил Абызов заявил, что главным принципом работы Открытого правительства является позитивный подход к идеям по улучшению среды для ведения бизнеса, которые поступают со стороны предпринимательского сообщества. «Мы стараемся не отвергать с ходу ни одной инициативы», – подчеркнул он.

Министр отметил, что в деле внесения изменений в Уголовный кодекс «Деловая Россия» занимает самую принципиальную позицию из всех бизнес-ассоциаций, всегда вносит больше всего конкретных предложений, выступает хедлайнером этого процесса. «Это показывает, что для среднего бизнеса, производственного бизнеса вопрос защищенности во взаимоотношениях с силовыми структурами крайне важен, – считает он. – В целом это позволяет очень сильно продвинуть вперед качество бизнес-среды».

Михаил Абызов попросил бизнес-сообщество активно включиться в процесс обсуждения нового закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)», который предполагает переход к риск-ориентированному подходу при проведении проверок». «Главное, чтобы при его принятии мы не потеряли достижения 294-го закона, который ограничивает давления на бизнес, отметил он. – Нам нужна глубокая дискуссия по этому вопросу. Ведь если при принятии нового закона степень давления на бизнес вырастет, а степень упорядоченности проверочной деятельности ухудшится, то такой закон не нужен ни государству, ни бизнесу».



Отдельно Михаил Абызов указал на важность качества госуправления как такового: «Опыт реализации дорожных карт показывает, что они, конечно улучшают управленческую среду, но не радикально, что требуется, чтобы войти в топ-20 в рейтинге Doing business Всемирного банка. Это значит, что нам нужна критическая масса чиновников, которые будут готовы работать в новом формате коммуникаций с бизнесом».

Елена Николаева подробно остановилась на проблеме возрастающей вовлеченности государства в экономические процессы. Она рассказала, что, по данным опросов, все больше бизнесменов всех уровней отмечают участие государства в непосредственной хозяйственной деятельности как один из основных факторов, препятствующих ведению бизнеса в стране.  «Речь идет не о тех стратегических отраслях и ВПК, где участие государства логично и оправдано, но о тех отраслях, которые по своему смыслу должны изначально быть конкурентные и куда сейчас активно вовлекаются государственные компании, - заявила она. – Речь о сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, производстве и закупках фармакологии, ЖКХ, многих других». Елена Николаева отметила принципиально неконкурентный и неэффективный характер госсобственности. «Мы уже проходили подобный этап в жизни страны, - напомнила она. – При гораздо более жестких структурах управления в СССР, при ином уровне стратегического планирования, страна в итоге пришла к краху. Любой, кто сталкивался в своей жизни с МУПами и ГУПами, понимает, что перед ними в принципе не стоят вопросы повышения эффективности, внедрения новых технологических решений, качества управления. Гораздо легче сформировать заказ от государства и «заточить» условия конкурса под себя. Ненормально, когда крупнейшим девелопером Москвы становится муниципальная компания».

По мнению Елены Николаевой, если не переломить ситуацию, то скоро место для частного бизнеса останется только в общепите и пошиве одежды. «У нас слишком много государства, там, где его не должно быть, и слишком мало там, где оно, напротив, должно присутствовать, - считает Елена Николаева. – Эту ситуацию надо изменить. Оставить государю государево, а бизнесу бизнесово. Законодательно ограничить «хотелки» чиновников».

Сергей Габестро выделил сферу антимонопольного регулирования как один из главных резервов для повышения конкурентоспособности страны.  «В Южной Корее, есть законодательная норма – если компания выходит на экспорт, ее перестают контролировать, так как экспорт – это высочайшая степень конкурентоспособности, - отметил он. – Надо перенимать такой подход. К примеру, сконцентрировать усилия ФАС на спорах предпринимателей с государством и госкомпаниями, перестать антимонопольно регулировать малый бизнес, рассматривать жалобы компаний друг на друга. Надо всегда помнить, что конкуренция важна не сама по себе, а именно как двигатель экономики».

Делоросс отметил большую эффективность сотрудничества между Национальной ассоциацией институтов закупок и Открытого правительства, что позволило принять многие предложения бизнеса. Также он обратил внимание на необходимость мягких разъяснений для бизнеса «как себя вести, чтобы не нарушать антимонопольное законодательство и соответствовать 44-му закону».

Александр Осипов рассказал о принципах, на которых Минвостокразвития строит свою работу в экономической сфере. «Именно на Дальнем Востоке отчетливо видно, что отсутствие движения в экономике приводит к стагнации, а затем и к деградации», - заявил он. – Особенно четко это видно при взгляде на наших соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Особенно в странах АТР привлекает внимание их нестереотипичность мышления, изобретательность  при принятии государственных решений. Именно так мы стараемся построить и нашу работу».

ФОТОГРАФИИ С ФОРУМА

Партнёры