12 октября прошло заседание экспертного совета Государственной Думы по денежно-кредитной политике и правовому регулированию при комитете по финансовому рынку. «Деловую Россию» на нем представлял сопредседатель бизнес-объединения Антон Данилов-Данильян.
Ключевой темой заседания стал проект документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов». 29 сентября его одобрил совет директоров Банка России, и в начале октября он поступил в Госдуму. Этот стратегический для Банка России документ отражает ключевые подходы регулятора к поддержанию ценовой стабильности. В нем детально разъясняется политика таргетирования инфляции — ее цели, принципы, используемые инструменты. Этот режим денежно-кредитной политики действует в России с 2015 года.
Проект документа представил заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин. В 2020 году центробанк отреагировал на кардинальное изменение экономических условий переходом к мягкой денежно-кредитной политике, снизив ключевую ставку с 6% до исторического минимума в 4,25% годовых. Дальнейшее развитие событий зависит от того, как будет складываться ситуация с пандемией, как будут восстанавливаться мировая и российская экономики, насколько будут меняться настроения и поведенческие установки населения, инвестиционные и производственные планы бизнеса. Учитывая множество факторов, Банк России предложил базовый и три альтернативных сценария макроэкономического прогноза. Ключевая развилка в сценариях — предпосылки относительно темпов роста фактического и потенциального ВВП в российской и мировой экономике на прогнозном горизонте.
Антон Данилов-Данильян поблагодарил Центробанк за качественный документ, который «в целом совершенно удовлетворяет чаяния членов “Деловой России”», но акцентировал внимание на контрцикличности денежно-кредитной политики. Сопредседатель бизнес-объединения с осторожностью оценивает влияние такого подхода на развитие рынка «зеленых» облигаций. «Это может быть большой поток инвестиций в Российскую Федерацию — не только миллионы и миллиарды, но и триллионы рублей при правильной организации этого процесса и с учетом таких факторов, как введение Европой с 2023 года углеродного налога и ряда других обстоятельств, воздействующих на эту сферу. Не окажется ли необходимость развития “зеленых” облигаций тем элементом, против которого будет работать контрциклическая политика Центробанка? И не окажется ли так, что мощный инструмент не сможет развиваться в нашей стране?», – опасается Антон Данилов Данильян.
Необходимость развития «зеленых» облигаций поддержал председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков. Он подчеркнул, что этот процесс нужно регулировать и стимулировать, в том числе с участием центробанка. Алексей Заботкин, отвечая на вопрос, подчеркнул, что долгосрочные инвестиции, к которым и относятся зеленые облигации, менее чувствительны к денежно-кредитной политике, чем краткосрочные.