В I квартале 2015 года текущего года барометр «Деловой России» – исследование, которое ежеквартально проводится Аналитическим центром «Деловой России» совместно с Высшей школой экономики, – зафиксировал значительное ухудшение предпринимательских настроений.
Исследование охватило 21 тыс. крупных и средних и 10 тыс. малых предприятий по следующим отраслям: промышленность, строительство, розничная торговля и сфера услуг.
Экономические настроения российских предпринимателей в первом квартале значительно ухудшились – индекс предпринимательских настроений в крупных и средних промышленных, строительных, торговых компаниях и организациях сферы услуг опустился до минимальной величины за последние пять лет в 84,2 пункта, приблизившись, таким образом, к значениям кризисного 2009 года.
Промышленный сектор стагнирует. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) крупных и средних предприятий в I квартале снизился по отношению к значению предыдущего периода на 2 п. п. и составил –6%. Крупные и средние предприятия строительной отрасли также функционируют в зоне неблагоприятной конъюнктуры. ИПУ снизился по отношению к концу 2014-го на 2 п. п. и достиг –8%.
Ухудшение делового климата зафиксировано и в розничной торговле, особенно в продуктовом сегменте. ИПУ крупных и средних предприятий не изменился относительно предыдущего квартала, оставшись на отметке +1%, – самого низкого значения за последние пять лет. В сфере услуг наблюдается выраженное замедление деловой активности. ИПУ продолжил снижение и достиг минимального значения за три года проведения обследований (–12%).
Настроения предпринимателей в малых промышленных, строительных и торговых организациях не оптимистичны – индекс предпринимательских настроений в I квартале опустился на 5 пунктов до уровня в 86,2 пункта, достигнув уровня первой половины 2009 года. ИПУ малых предприятий промышленной отрасли в I квартале снизился на 3 п. п. и составил –10%.
Малые предприятия строительной отрасли продолжают функционировать в зоне неблагоприятной конъюнктуры. ИПУ увеличился относительно предыдущего квартала на 1 п. п., составив –13%. ИПУ малых предприятий розничной торговли не изменился относительно предыдущего квартала и составил –2%. Это самое низкое значение за весь период исследования.