Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Бизнес продолжает бороться

Бизнес продолжает бороться 10 мая 2017

Руководитель комитета по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и государственных компаний, член президиума генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов:

Почему число малых и средних предприятий неуклонно сокращается, а законодательные инициативы не работают?

За 2016 год число организаций сократилось на 6%. На 1 января 2017 года их количество составило 4,6 млн, в 2016-м - 4,8 млн. При этом из ЕГРЮЛ за год исключено практически в два раза больше организаций, чем внесено новых. Что же мешает развиваться российской экономике, конкуренции, промышленности и производству?

Задача №1. Работать вопреки. На протяжении 20 лет, с кризиса 1998 года, российский бизнес не работает и развивается, а пытается "выжить". Парадоксально, что сложность не в высокой конкуренции предпринимателей между собой, гонке технологий или изобретений, а в конкуренции бизнеса и государства. Государственно-монополистическая тенденция сегодня преобладает в экономике России.

Участие государства в отечественной экономике в 2008 году оценивалось в 40-45%, к 2013 году цифра увеличилась до 50%. Сейчас экспертное сообщество высказывает мнение, что ситуация усугубилась до 70%. При этом ликвидация унитарных предприятий и преобразование их в конкурентный бизнес - задача, поставленная президентом. На начало года, согласно статистике, количество хозяйствующих субъектов, относящихся к госсобственности, составляет 64,5 тыс., что всего на 1,7% меньше по сравнению с прошлым годом. По данным статистики ФНС, в ЕГРЮЛ на 1 января 2017 года значатся сведения о 21 тыс. унитарных предприятий, что лишь на 10% ниже предыдущего года. Хотя за год было создано 632 новых унитарных предприятия.

Задача №2. Находить выход. Несмотря на многочисленные проблемы, 2016 год ознаменовался ростом индексов промышленного производства на 1,1% и сельского хозяйства на 4,8%. Предпринимательство научилось подстраиваться.

Поскольку, по данным анализа Минэкономразвития, 36% закупок по 223-му ФЗ осуществляется у единственного поставщика, а 59% используют "иные" способы закупки, также зачастую маскирующие закупку у единственного поставщика, малое и среднее предпринимательство участвует в закупках не напрямую с крупными госкомпаниями, а через систему подрядчиков и субподрядчиков. Система посредничества, конечно, имеет ряд нюансов для бизнеса: сложные многоуровневые цепочки, финансовые риски и минимальная прибыль, но в качестве выхода в работе с госкомпаниями стала одним из самых популярных способов.

Малый и средний бизнес объединяет усилия в промышленных и производственных кластерах. Там предприниматели получают площадку с выгодными условиями, региональные преференции, налоговые льготы. Если же кластер создан при госкомпании, то еще и возможность обеспечения постоянного спроса на свой продукт. В "Деловую Россию" поступает все больше предложений от бизнесменов по кластерному развитию.

Задача №3. Объединяться. По сведениям Росстата, доля малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП за 2015 год составила 19,9%. Оказывать существенную поддержку бизнесу призваны программы партнерств. Согласно действующим правилам госкомпании должны отдавать 10% заказов малому и среднему бизнесу на спецторгах (закупки до 200 млн рублей, то есть прямые закупки у МСП) и 18% от общего объема заказов. С 2018 года доля прямых закупок увеличится до 15 и 25% от общего объема. Бизнесу стало проще принимать участие в закупках: не нужно многократно подавать одни и те же документы, если ты являешься участником программы партнерства. Некоторые госкомпании предоставляют предпринимателям возможность 30% авансирования.

Однако, чтобы получить ту или иную преференцию, бизнесу нужно преодолеть многое. В задачи деловых и общественных объединений входит постоянная работа с госкомпаниями и бизнесом.

Спор о целесообразности и необходимости деловых сообществ и объединений теперь больше не возникает. Общественные инструменты на сегодняшний день - единственный способ поддержки бизнеса, создания для его ведения комфортных условий, упрощения доступа к спросу государственных компаний.

Босс (bossonline.ru)

Партнёры