RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Бокальные данные: зачем России закон о развитии виноделия

Бокальные данные: зачем России закон о развитии виноделия 17 октября 2019

Отечественные производители убедили депутатов принять меры для возрождения и поддержки отрасли

Депутаты прислушались к мнению отрасли и внесли в Госдуму новый законопроект о развитии виноградарства и виноделия в России. Это базовый документ, который охватывает все аспекты — от правил изготовления и мер против фальсификата до внедрения системы господдержки отечественных производителей. Законопроект в прежней редакции прошел два чтения, но был отклонен в третьем. Он оказался не просто сырым — но ставил под вопрос дальнейшее развитие отечественного виноделия. В документе не было обозначено даже понятие «вино». В новом оно появилось, более того, в нем запрещается называть вином напитки с ароматизаторами и другими добавками. 16 октября на заседании рабочей группы в Госдуме парламентарии пообещали принять новую версию законопроекта до конца года. Если не сделать этого оперативно, россияне продолжат массово употреблять суррогат, который предлагают им под видом вина сейчас.

Вино России

 

16 октября в Госдуму был внесен новый законопроект «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», определяющий правила игры в отрасли. Документ был разработан при участии бизнес-сообщества, сообщили «Известиям» в пресс-службе председателя Совета Союза виноградарей и виноделов РФ Бориса Титова.

В частности, в законопроекте предложен новый понятийный аппарат — для классификации продукции виноделия, с учетом ее состава, способов производства и защиты интересов потребителей. Сформулировано определение самого вина — это продукция, изготовленная «исключительно в результате полного или неполного брожения целого или дробленого свежего винограда или свежего виноградного сусла и разрешенная к розничной продаже на территории Российской Федерации при фактической объемной доле содержания этилового спирта от 7,5 до 18%».

Также появляется термин «вино России» — то есть сделанное полностью из отечественного винограда. Предполагается, что в местах продажи алкоголя этой надписью будет сопровождаться выкладка таких напитков на магазинных полках. На этикетках бутылок с вином необходимо будет указывать информацию о сорте винограда, месте происхождения и годе урожая.

Кроме того, производителей и продавцов обяжут предупреждать потребителей о том, что они приобретают не вино, а так называемый виноградосодержащий напиток (с добавлением сахара, ароматизаторов и тому подобного). На бутылках появится надпись «Не является вином» — она займет не менее пятой части этикетки. Такие же предупреждения должны быть размещены и в торговых залах. Фальсификат предложено не только изымать, но и уничтожать на средства производителя.

В законопроекте также закреплены технологические правила производства винодельческой продукции (в том числе запрещенные приемы), установлены единые требования для отечественных и импортных товаров. Будет создан федеральный реестр виноградных насаждений, появление которого позволит вести более тщательный учет сырья, используемого для производства напитков. Этот шаг должен решить проблему неучтенного вина на рынке. Для отечественных производителей предусмотрено несколько форм господдержки, в том числе налоговые льготы.

Предполагается, что законопроект вступит в силу через полгода после того, как будет принят и опубликован. Для некоторых норм (в частности, жестких требований к «вину России») действует переходный период — три года.

Базовый закон

О том, что новый законопроект уже готов, было объявлено в среду на заседании рабочей группы ГД с представителями экспертного сообщества и ведущими производителями из регионов, которые заинтересованы в развитии отрасли, — Республики Крым, Севастополя, Краснодарского края, Ростовской области, Дагестана, Астраханской и Волгоградской областей.

— Прописана концепция виноделия и направления развития государственной политики в области виноделия, — пояснил один из авторов документа Геннадий Онищенко. — Нам придется трудно: 90% импортных виноматериалов на рынке — это почва для «бодяжничества».

В ходе обсуждения спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил необходимость создания новой отрасли отечественного виноградарства и виноделия. Ранее депутаты приняли ряд законов, направленных на поддержку этой сферы. Введены налоговые льготы для производителей плодово-ягодной продукции, включая виноград, решен вопрос с субсидированием предприятий, занимающихся виноделием полного цикла. А с 1 января 2020 года виноделы, поставляющие продукцию на экспорт, смогут за счет бюджета возместить финансовые затраты или недополученные доходы.

–– Теперь мы подошли к созданию нового базового закона –– о развитии российского виноградарства и виноделия. А это –– новые рабочие места, наполнение региональных бюджетов, развитие экономики регионов, –– сказал председатель Госдумы.

Он поставил задачу рассмотреть и одобрить соответствующий документ до конца года. Источник «Известий» в Госдуме сказал, что первое чтение законопроекта намечено на 19 ноября, второе и третье — на 18 и 19 декабря соответственно.

 

Участники обсуждения в Госдуме также посмотрели фильм Дмитрия Киселева об истории и потенциале российского виноградарства и виноделия. «Великая задача — перестать пить бормотуху или то, что в Крыму презрительно называют «шмурдяк», а в Краснодарском крае — «бурдомицин». Хватит травиться и хватит обманывать себя, называя вином не вино», — призвал Дмитрий Киселев в ленте под названием «Хватит травить народ».

Фильм рассказывает об упущенной в XX веке «исторической возможности» — законе «О виноградном вине», разработанном князем Львом Голицыным. По словам Дмитрия Киселева, «за хорошим вином всегда стоит любовь — к женщине, к делу и родной земле», а любовь «нельзя привезти в наливном танкере», в которых в Россию из-за рубежа отправляют так называемый виноматериал.

Тяжелая доля

Сегодня доля отечественных вин на полках составляет 40%, хотя еще 4–5 лет назад она достигала 75%, рассказал «Известиям» президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. Импорт –– и далеко не всегда качественный –– всё активнее захватывает российский рынок.

Однако это не самая серьезная проблема, уверен глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Одним из главных вопросов является то, из чего же производится российское вино, — рынок по-прежнему зависит от поставок импортного сырья.

Так, по данным центра ЦИФРРА, которые собраны на основе статистики Росалкогольрегулирования и ФТС, в 2018 году в нашей стране произвели 32 млн декалитров тихого и 12 млн декалитров игристого вина. Для их изготовления потребовалось бы 74 млн декалитров виноматериалов. На деле же в прошлом году в РФ произвели лишь 32 млн декалитров сырья для напитков, а еще 12 млн декалитров ввезли. Из чего изготовлена практически половина остальных вин — неясно. Да и можно ли назвать их винами, тоже сказать сложно. По мнению Вадима Дробиза, причиной может быть то, что в страну в огромных масштабах попадает контрабандный виноматериал и часть напитков просто фальсифицируется.

— Сейчас мы до конца не понимаем, из чего произведено отечественное вино, которое уже продается на рынке, — добавил Вадим Дробиз.

Чтобы поставить российский и западный продукт в равные условия, нужно на законодательном уровне определить, что же такое вино и чем оно отличается от фальсификата. Это позволит отсеять с полок некачественную продукцию, заявил «Известиям» гендиректор крымского завода «Новый свет» Алексей Пугачёв.

Градус разлива

Необходимость возрождения отрасли неоднократно признавалась на правительственном уровне. Еще три года назад Минсельхоз сформировал концепцию развития виноградарства и виноделия в РФ на десять лет вперед. План создавался для повышения конкурентоспособности отечественных напитков и предполагал 100% импортозамещения в отрасли. А для привлечения бизнеса предусматривались серьезные преференции — например, упрощение лицензионных требований и компенсация затрат на закладку виноградников и покупку сельхозтехники. Также в концепции предполагалось развитие винного туризма и появление виноградарства на Дальнем Востоке. Инвестиции, согласно базовому сценарию, должны были составить почти 50 млрд рублей.

Пока правительству удалось реализовать одно из предложений: в 2019 году учреждениям и компаниям запретили приобретать в рамках госзакупок иностранную винную продукцию. Это дало российским производителям дополнительный рынок сбыта.

В рамках поддержки отрасли депутаты «Единой России» во главе с Иваном Демченко подготовили законопроект о виноградарстве и виноделии. Документ предусматривал несколько новаций –– создание в РФ реестра виноградных насаждений, декларирование урожая винограда (они перешли и в новую версию документа) и другие меры контроля, которые бы позволили четко понимать природу происхождения напитков. Во втором чтении он был одобрен еще в июле этого года.

Однако 10 октября, в день третьего чтения, этот законопроект был отклонен. Выяснилось, что в нынешнем виде он просто не способен решить проблемы отрасли. В частности, в нем не было предусмотрено точное определение алкогольной продукции и ее видов, включая, собственно, вино. А термины, которые содержал проект ФЗ, не позволяли однозначно отделить качественный продукт от суррогатов. Вся его терминология была основана на законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» (171-ФЗ).

 

Леонид Попович уверен, что действующее сейчас законодательство не отвечает запросам производителей. В основном оно ориентировано на регулирование водки и этилового спирта, подчеркнул эксперт. Винодельческая же продукция не должна регулироваться так же, как крепкий алкоголь, согласен и президент «Абрау Дюрсо» Павел Титов.

— Виноделие — одна из перспективных областей сельского хозяйства, поэтому мы хотим снизить зарегулированность отрасли. Например, снизить требования к лицензированию, — сказал он «Известиям». — Также это позволит остановить процесс постоянного изменения требований к алкогольной продукции, под определение которой сейчас попадает вино.

Однако механизм упрощенного лицензирования в отклоненном законопроекте описан так и не был. Не решал документ и проблему защиты отрасли и отечественного производителя, считают в Думе. Так, в нем не было ни правила о применении к импортируемой продукции требований, аналогичных российским, ни четких требований к этикетке, которые запрещали бы недобросовестным изготовителям использовать термин «вино».

Причина этих недоработок оказалась простой — к разработке документа не привлекли экспертное сообщество и самих производителей.

Истина — в вине

В первую очередь законодательство необходимо совершенствовать для защиты интересов отечественных производителей, сказали «Известиям» в пресс-службе Минфина. Важно создавать условия для использования отечественного винограда, чтобы местные производители получали конкурентные преимущества.

При этом российские напитки не выдерживают конкуренцию с иностранными аналогами не только из-за качества. Например, кредитование компаний в нашей стране пока дороже, чем за рубежом, и это делает развитие винодельческого бизнеса более затратным, отметил Леонид Попович.

— Даже если мы будем активнее расширять площадь виноградников и производить большие объемы вина, мы не станем более конкурентоспособными, — сказал эксперт «Известиям».

По его мнению, в этой ситуации для отечественных виноделов должны быть созданы либо преференции со стороны государства, либо льготы на рынке.

Также важно, чтобы появился не только отдельный профильный закон, необходимо внести поправки в уже действующие нормативно-правовые акты, добавил Леонид Попович. К примеру, можно допустить рекламу вина, которая сейчас ограничена (запрещена на ТВ в дневное время, нельзя продвигать напиток и посредством билбордов). Это позволит повысить популярность отечественной продукции. В Минкомсвязи «Известиям» сообщили, что поддерживают появление дополнительной рекламы винной продукции.

Известия.

Партнёры