RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Борис Титов: «АвтоВАЗ нужно продать китайцам»

Борис Титов: «АвтоВАЗ нужно продать китайцам» 13 ноября 2009

Реальный сектор экономики в России переживает тяжелый период. При этом производители не получают помощи от банков: в результате Россия может значительно потерять в промышленном потенциале. О проблемах реального сектора экономики председатель «Деловой Росс

Реальный сектор экономики в России переживает тяжелый период. При этом производители не получают помощи от банков: в результате Россия может значительно потерять в промышленном потенциале. О том, почему вредно в кризис повышать акцизы на пиво, сколько стоит взять кредит в Сбербанке и что делать с АвтоВАЗом, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель «Деловой России» Борис Титов.

«Курс рубля слишком высокий»
Государственная дума сегодня во втором чтении приняла закон о повышении акцизов на пиво. Как вы считаете, насколько оправдано такое решение в период кризиса?
– Я считаю это неоправданной мерой. Да, государство получит деньги от акцизов, но оно при этом и недополучит налоги, особенно от малых предприятий, которые просто встанут. Более того, сокращения в отрасли приведут к социальным проблемам. В кризис этого делать не стоило. Я вообще считаю, что мы в свое время допустили ошибку, сделав ставку на пиво, а не на виноградное вино.

– Алексей Кудрин на днях заявил, что курс рубля такой, каким он должен быть. Так ли это, по вашему мнению? Не мешает ли это развитию реального сектора экономики?
– Курс, конечно, очень высокий, с таким курсом быстрого развития экономики быть не может. Высокий курс рубля хорош для нефтяников и очень плох для реального сектора. При такой цене рубля нереализуемо все, что касается развития предпринимательства, рынка, диверсификации. Конечно, это не только валютная проблема – это набор нескольких моментов. Так, у нас нет длинных денег. У нас высокие цены на энергоносители – сегодня электроэнергия в Москве стоит столько же, сколько и в Нью-Йорке. Газ в нашей стране стоит 100 долларов за 1000 кубов, а на бирже он торгуется по 70 долларов. Кроме того, растет административная рента, хотя при этом говорится о борьбе с коррупцией. Очень высока стоимость кредитов, которая твердо установилась на уровне 20–25%, то есть в два раза дороже, чем до кризиса. У нас в стране невыгодно производить, бизнес в России невыгоден.

– То есть не поможет даже очередное – восьмое по счету – снижение ставок рефинансирования?
– Ставка рефинансирования не имеет принципиального значения для российской экономики, только условно-моральное. Посмотрите: у нас ставка держится на уровне 9,5%, в США – около 1%, в Японии – 0. К тому же, у нас нет инфляции. У нас в стране не работает система рефинансирования, в ЦБ банки берут короткие кредиты, «ночные» кредиты. Это чисто технические вещи. Для развития экономики нужно долгосрочное кредитование. Сейчас же банки, не желая рисковать, требуют сверхизбыточные залоги.


«Банки пухнут от кредитов»
– При этом банки получили большие суммы государственных вливаний...

– Банки ничего с этими деньгами не делают, они пухнут от них. Реальный сектор получает лишь малую толику.

– А что нужно сделать, чтобы получал?
– Нужна модернизация всей системы кредитования в стране. У нас должны появиться длинные деньги в экономике, основой должны стать государственные долгосрочные облигации. Пока банкам невыгодно кредитовать реальный сектор.

– То есть их нужно заставлять это делать?
– Нет, заставлять никого нельзя. Должны работать экономические стимулы. Как только банки получат длинные деньги, они смогут их использовать. У них было бы больше стимулов и меньше рисков. Сейчас я обращаюсь в банк – получаю кредит на короткий срок, под большой процент и огромный залог. Единственный банк, который по-прежнему кредитует надолго, – Сбербанк. Наше предприятие сумело взять пятилетний кредит, но под ставку 20,8%. Это хорошая ставка, но это значит, что за пять лет я должен буду дважды заплатить за приобретенное оборудование.

«Нам нужна промышленная политика»
– Вы говорили, что «правительству не интересен никакой бизнес, кроме сырьевого». Что-то изменилось сейчас в этом вопросе?
– Ситуация не меняется. Ведутся лишь правильные разговоры, но они не реализуются. Мы, конечно, внимательно будем следить за посланием Медведева, но пока у нас нет уверенности, что это все хорошо понимают. Предстоит огромная работа по тонкой настройке экономики, чтобы к нам инвестиции пришли не только в сырьевые отрасли, но и в другие. Чтобы развивался свободный рынок. Это намного сложнее, чем вручную управлять 30–40 сырьевыми компаниями.
При этом правительство в кризис хочет сохранять социальную и макроэкономическую стабильность, и в этих условиях не до тонкостей. Тут намного проще позвонить Газпрому и сказать: «Подкинь денег, а мы тебе поднимем цены на внутреннем рынке на 1%». В результате мы все больше уходим в сырьевую экономику. К примеру, за год доля обрабатывающей промышленности у нас в валовом внутреннем продукте (ВВП) сократилась на 3%.

– Этого не видят в правительстве?
– Видят, но боятся что-то делать. Нет системного понимания. Все думают над отдельными отраслями, но надо понимать всю стратегию в целом. Нам также нужна промышленная политика. Мы стали доиндустриальной страной. Нам не нужны инновационные технологии, нам нужны базовые технологии.

– Однако государство бросается спасать «АвтоВАЗ». Как это соотносится с вашей логикой о ненужности несырьевых производств?

– Мы считаем, спасение отдельных предприятий пагубно. Это проходили и в Японии, и в Великобритании. Это приводит только к огромным тратам государственных денег. Надо понимать: АвтоВАЗ – это еще и социальный проект. Правительство хочет стабильности, чтобы народ на улицу не вышел. Развитие его не интересует. Неумелое решение о вколачивании денег в завод привело к потерям бюджета, не решив при этом никаких вопросов.

– Какие вы видите пути выхода из кризиса?
– Я бы сейчас АвтоВАЗ продал за рубль. Надо заискивать и упрашивать крупные автокомпании с менеджментом и технологиями. Отдать завод умелому управленцу бесплатно. Тогда мы выйдем из проблемы с минимальными потерями. Все равно ведь сокращения неизбежны.

– А если собственник захочет, скажем, сократить число работников на 80 тыс., к примеру?
– Конечно, такая покупка должна быть обставлена рядом условий: что покупатель должен ограниченно увольнять людей, гарантии должны быть по профильному использованию АвтоВАЗа. Покупателем может быть только иностранная крупная компания, пусть даже китайская, в России таких нет.

– Пойдет ли компания на такие ограничения?
– Вообще, это мировая практика: если ты покупаешь что-то за бесценок, ты должен понимать, что у государства есть свои социальные обязательства, и какие-то обязательства появятся и у тебя.


«Откосы надо легализовать»
– В марте 2009 года вы призывали к легализации «откосов» от армии. Вы считаете оправданной идею легализации подобных плат?
– Я считаю, что выведение ситуации из тени на свет сделает ее лучше в моральном и нравственном плане.

– Не ухудшится ли в такой ситуации обслуживание тех, кто не платит деньги, – например, при получении справок и паспортов?

– «Обеление» позволит уйти от коррупционных схем. А если чиновник будет еще и официально мотивирован, то тогда все эти схемы станут еще меньше востребованы.

– Но платные посредники вызывают раздражение у политического руководства.
– Платные посредники существуют там, где есть непрозрачные схемы. Там, где нужна «дополнительная смазка». Если механизмы будут работать нормально, не нужны будут смазки. Надо бороться не с платными посредниками, а со схемами – и тогда самих посредников не будет.

Газета ВЗГЛЯД, 11.11.2009г.

Теги:
Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Партнёры