RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Борис Титов о среднем бизнесе

Борис Титов о среднем бизнесе 05 октября 2007

Сегодня средний бизнес недооценивается, — считает председатель «Деловой России» Борис Титов. — Мы находимся в условиях, которые сильно отличаются от возможностей сырьевых гигантов, как по рентабельности, так и по доступу к инв

Вся созидательная российская экономика делится на крупный, средний и малый бизнес. На первый приходится 60% ВВП. С учетом того, что малый бизнес по последним данным дает 17%, среднему остается 23%. И при этом средний бизнес по значимости, как правило, представляется примкнувшим к малому бизнесу. Эту среднюю прослойку бизнеса представляет Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

– Сегодня средний бизнес недооценивается, — считает президент «Деловой России» (ДР) Борис Титов. — Мы находимся в условиях, которые сильно отличаются от возможностей сырьевых гигантов, как по рентабельности, так и по доступу к инвестиционному капиталу и профессиональным трудовым ресурсам. Поэтому «ДР», как говорится в обращении ее президента к членам организации, ставит своей задачей, постоянно поддерживая конструктивный диалог с правительством, добиваться твердого курса на развитие реальной рыночной экономики, той, в которой участвуют от 35 до 45 тысяч средних компаний России. Именно они занимают основную часть рынка в сфере производства товаров и услуг. Это — швейные, мебельные, пищевые, строительные, дорожные предприятия и т.д.

В этом году, в завершение весенней сессии работы парламента, был принят закон о малом и среднем бизнесе, которого предприниматели ждали несколько лет. И не только ждали, но и участвовали в его проработке. Внес ли он новые штрихи в палитру условий деятельности среднего бизнеса, которые способствуют укреплению его позиций? Титов считает, что как промежуточный этап этот закон подходит — «он, по крайней мере, узаконил категорию «средний бизнес», определив, что в него входят предприятия со средней численностью до 250 человек. Это значит, что на эти предприятия государство распространит особые условия регулирования. Но за рамками внимания государства остается огромный сегмент предприятий, интересы которых представляет «Деловая Россия». Если свыше 250 человек работают на швейной, текстильной, обувной фабриках, то их бизнес не получит специального регулирования. А мы подразумеваем под средним бизнесом те компании, которые представляют реальный сектор российской экономики. Вот они остались в неравных условиях и с малым, и с крупным бизнесом, который решает свои проблемы за счет собственных мощных ресурсов — финансовых и лоббистских».

По мнению экономистов, законодательство должно создавать равенство возможностей для разных сегментов предпринимательства, способствуя их конкуренции. Ушла эйфория от надежд на то, что рынок самостоятельно будет регулировать экономику и все направит и расставит по местам. Поняли теперь, что нужна государственная длань, согревающая и поддерживающая предпринимателей в их стремлении развивать производства.

Предприниматели «Деловой России» в своем концептуальном документе «Бизнес-план для России» обращаются к правительству со словами: «По законам рыночной экономики, неоднократно апробированным в других странах, в свободной рыночной системе, особенно в переходный период, именно государство должно оставаться и контролером, и регулятором, и стимулятором развития бизнеса».

«Я могу сказать, почему у нас нет производственного малого бизнеса, — объясняет Титов, — а есть только торговый. Потому что нет среднего. В западных странах средний бизнес размещает заказы среди «малышей». Ему невыгодно самому выпускать мелкие комплектующие детали. А поскольку де-факто в стране произошел провал среднего бизнеса, нет его аутсорсинга, то и у малого бизнеса нет почвы для развития». И как следствие такого положения дел, Россия отдает сегодня свой внутренний рынок иностранцам. Богатство, которое страна получает за счет добычи нефти, уходит на закупку все большего объема импортных товаров. Не производят предприниматели предметы народного потребления в нужных объемах, потому что это невыгодно. Разрабатывать недра выгодно: рентабельность добывающей промышленности — 38% (данные 2006 года), легкой промышленности — 1,4%, а машиностроения в первом полугодии с.г. — минусовая.

Очевидно, что нужный всем реальный сектор экономики силами среднего бизнеса не развивается из-за неэффективной системы государственного управления хозяйством страны. Чтобы выгодно было производить — нужна тонкая настройка экономики. «Деловая Россия» предлагает «новую экономическую политику». В дополнение к уже известным четырем президентским нацпроектам должны быть задействованы еще восемь отраслевых, предлагается другая налоговая политика: НДС снижается с 18 до 12% с последующей заменой его на налог с продаж, ЕСН — с 26 до 12%. Это даст уже в 2008 году дополнительный прирост ВВП на 3–4%, то есть почти 1 трлн. руб.

«Нас не устраивает выстраивание политики «умеренного роста», ставшей главной стратегической линией ушедшего правительства, — говорит Титов. — Расчеты экспертов показывают, что с темпами роста, которые предлагал МЭРТ (6,2%) страна никогда не достигнет уровня жизни развитых европейских стран и пропустит вперед Индию и Китай. Нам остается место в пятом десятке стран по уровню жизни. Доколе наш народ будет жить в бедности? Анализ дел показал, что России нужен рост экономики в 10–12% в год. И тогда к 2020 году она достигнет уровня жизни европейского населения. Есть для этого ресурсы. Более 5 млн. рабочих рук могут быть освобождены из бюджетной сферы и заняты более эффективно с повышением производительности труда в частном секторе и ростом зарплаты. При прежнем правительстве мы ощутили новые веяния. Фрадков многое переломил в правилах экономической политики. И ушедшее правительство уже стало исправ-лять ситуацию, начав реализацию «тонкой настройки экономики». Заработали национальные проекты, сформированы Федеральный инвестиционный фонд и Российская венчурная компания, особые экономические зоны. Такой принцип рыночных институтов необходимо распространить и на средний бизнес. Новое правительство, думаю, не только продолжит, но и будет с большим пониманием относиться к проблемам среднего бизнеса».

Глава ДР также сообщил, что в Общественной палате РФ создана рабочая группа по развитию институтов нацпроектов. «Мы предлагаем вместо программ, которые реализуются министерствами, программы государственные — общенациональные, общественные. Управлять ими будут не чиновники, а члены правления некоммерческих фондов, которые представляют и государство, и общество. Это позволит сформировать более разветвленную систему институтов экономики, охватывающую наиболее актуальные направления ее развития».

Валентина САЛЬНИКОВА № 38 газеты «Трибуна» от 5 октября 2007 года

Теги:
Технократный рост
Каких преобразований ждут от кабмина Михаила Мишустина
Премьер из налоговой: сокращение церберов и данные о каждом
Новым премьер-министром России станет глава ФНС Михаил Мишустин. Как о нем отзываются коллеги и знакомые и чего ждать от будущего главы правительства, разбирался РБК
Минфин предложил поэтапное введение института частных приставов по взысканию задолженности
По мнению ведомства, это позволит снизить нагрузку на сотрудников ФССП и перераспределить высвобождающиеся бюджетные ассигнования
Колледжи на драйве. Как система среднего профобразования меняется под запросы рынка
Чтобы успевать за потребностями работодателей, техникумы и колледжи вынуждены оперативно перестраивать все внутренние процессы и при этом думать о долгосрочной образовательной перспективе
Экономика услуг
Рубль укрепляется. Стоит ли поторопиться с покупкой евро и долларов?
Путин призвал ускорить принятие мер по защите бизнеса
Партнёры