RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Борис Титов представил Владимиру Путину ежегодный доклад уполномоченного

Борис Титов представил Владимиру Путину ежегодный доклад уполномоченного 24 мая 2018

23 мая сопредседатель «Деловой России», уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов представил главе государства Владимиру Путину свой очередной ежегодный доклад о проблемах российского бизнеса и возможных путях их решения.

О проверках

В числе прочих направлений в докладе выделяются нерешённые проблемы реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). В частности, в нём констатируется, что, хотя Минэкономразвития уже несколько лет говорит о снижении числа проверок бизнеса, сами предприниматели не подтверждают этого.

По данным Минэкономразвития, в 2017 году проведено около 1,7 млн плановых и внеплановых проверок, что почти на 200 тыс. меньше, чем в 2016 году. Но согласно проведённому в апреле по инициативе Титова опросу субъектов МСП «Мнение собственников и руководителей высшего звена предприятий об административной среде в РФ», реальное количество проверок доходит до 10 млн. 42,8% опрошенных отметили увеличение административной нагрузки на бизнес за 2017 год, только 9% считают, что административная нагрузка уменьшилась. 49,8% опрошенных считают, что за последние 3 года административные наказания ужесточились, только 7,4% считают, что они смягчились.



Официальная статистика о числе контрольных и надзорных мероприятий не учитывает административные правонарушения, непосредственно возбужденные органами власти без проведения контрольных и надзорных мероприятий, а также рейды, контрольные закупки и др.

По расчётам института уполномоченного на основе статистики Минэкономразвития, Росстата и судебного департамента Верховного суда РФ, без проведения плановых и внеплановых проверок Роспотребнадзором возбуждено около 25% дел об административных правонарушениях, Росприроднадзором, Ространснадзором, Россельхознадзором – до 50% таких дел, ФАС, Росалкогольрегулированием – до 90% дел.

Для решения этой проблемы бизнес-омбудсмен предлагает включить в Единый реестр проверок все органы контроля и надзора, а не только те, которые упоминаются в федеральном законе от 26 декабря 2008 года №294; вести в этом реестре учёт не только проверок, но и дел об административных правонарушениях, рейдов, контрольных закупок и предупреждений; предусмотреть ответственность должностных лиц за невнесение в ЕРП соответствующей информации.

Другая проблема связана с тем, что списки контрольных вопросов при проверках (т. н. «чек-листы») отдельных ведомств отличаются избыточным объёмом, что сводит на нет реформу КНД. В них включаются все наборы установленных требований, без учёта потенциальной опасности проверяемых объектов, их размера, масштаба деятельности, отраслевой специфики и т.п., хотя закон предусматривает дифференцированный подход к разработке списков проверочных вопросов. Например, в чек-листах по промышленной безопасности содержится 20 тыс. обязательных требований, в чек-листе Роспотребнадзора для проверки предприятия общепита – более 190. Для сравнения, в США похожий документ содержит 78 требований, в Казахстане – 38.

По мнению сопредседателя «Деловой России», такая избыточность приведёт к тому, что на практике ничего не изменится: проверять будут не наиболее существенные требования, а все установленные. Более того, поскольку требования из чек-листов должны будут проверяться в обязательном порядке, по факту контроль даже ужесточится.

Для решения проблемы Титов предлагает внести в закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правки, предусматривающие использование чек-листов по всем видам контроля, установление порядка разработки, актуализации и применения чек-листов, включение в состав проверочных листов только тех требований, в отношении которых однозначно и в явной форме установлен порядок их исполнения и несоблюдение которых может повлечь вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства. В чек-листы также не должны включаться устаревшие, дублирующие и избыточные требования, а также требования, по которым имеются правовые пробелы и коллизии. Чек-лист должен содержать исчерпывающий перечень подтверждающей документации для положительного ответа на вопросы.

О противопожарной безопасности

В числе прочих предложений омбудсмена важное место заняла реформа контроля противопожарной безопасности. Титов, в частности, предлагает вернуть МЧС полномочия по контролю за осуществлением строительства и реконструкции объектов, а также устранить двойственность в согласовании специальных технических условий. Сегодня этим занимаются одновременно Минстрой и МЧС, и требования ведомств к объектам зачастую расходятся. Кроме того, уполномоченный предложил провести на всех объектах особого риска обязательное подписание пожарных деклараций, то есть документов об обязательстве предпринимателя привести объект в соответствие требованиям к объекту.



Последнее предложение получило однозначную поддержку главы государства. «Трагедии последнего времени показали, что здесь ещё очень много нужно сделать, чтобы навести порядок, – признал Владимир Путин. – Было бы правильно разработать такие ориентиры, о которых вы говорите, понятные, прозрачные и эффективно работающие, но имея в виду, что техника и технологии быстро развиваются, меняются, они тоже должны быть гибкими и время от времени пересматриваться».

Президент также считает обоснованным рассмотреть вопрос об увеличении численности пожарных служб и их технического перевооружения: «Нам нужно будет, безусловно, уделить дополнительное внимание противопожарной службе, и вполне обоснованным было бы сейчас подумать об увеличении численного состава, во всяком случае, доводить до нормативов, которые были предложены ранее, и техническими средствами их нужно перевооружать. Это комплексная задача».

О борьбе с коррупцией

В докладе также отмечается, что т.н. «карты коррупционных рисков», принятые федеральными органами власти в 2017 году в рамках приоритетного проекта «Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в КНД», усиливают административное давление на бизнес.

В соответствии с картами коррупционных рисков, любое добросовестное действие должностного лица в пользу предпринимателя квалифицируется как коррупционное и нарушающее интересы службы (например, назначение наказания ниже среднего, невключение предприятия в план проверок, отказ от внеплановой проверки, незапрашивание каких-либо документов) – что, как минимум, потребует объяснений должностного лица перед руководством, а может даже повлечь дисциплинарную ответственность. Нарушения, не выявленные должностным лицом в ходе проверки и выдачи разрешения, также признаются признаком коррупции.

Всё это подталкивает должностное лицо к ужесточению проверок и наказаний, к вменению излишней суммы ущерба (в случае ФНС и ФТС), повышает вероятность отказа при оказании госуслуг, создаёт необоснованно большое число обязательных требований при проверках и получении разрешений, в том числе тех, которые в настоящее время не проверяются. Вместо снижения рисков и повышения добросовестности должностных лиц, карты коррупционных рисков ужесточают ответственность предпринимателей, не поощряют чиновников качественно анализировать ситуацию, подрывают концепцию перехода контроля и надзора на предупреждение и профилактику нарушений. Система противодействия коррупционным рискам внедряется на фоне нерешённой проблемы избыточной, непрозрачной и несовременной регуляторной системы.

Борис Титов предлагает приостановить действие Карт коррупционных рисков, принятых федеральными органами власти в рамках приоритетного проекта до исключения необоснованных и устаревших обязательных требований, а также кратного снижения числа установленных обязательных требований в соответствующих сферах регулирования.

О «Стратегии роста»

В рамках встречи Владимир Путин поручил Титову продолжить разработку «Стратегии роста». Работу над ней ведёт межведомственная группа на базе Аналитического центра при правительстве РФ при участии Института экономики роста имени Столыпина, Минпромторга, Минсельхоза, Минэкономразвития и Центробанка. Ключевая задача стратегии – разработка детальной «дорожной карты» по обеспечению устойчивого экономического роста несырьевого сектора экономики России.


«Сегодня важно, как никогда, использовать возможности, которые стране даёт рост цен на основные экспортируемые энергоресурсы, именно для развития несырьевого сектора экономики», – заявил Борис Титов.

По оценкам экспертов группы, именно этот сегмент создаст максимальную добавленную стоимость в экономике России, а в дальнейшем позволит обеспечить её защиту от колебаний на рынках сырья.

«Для выполнения майского указа президента необходимо срочно разработать и принять комплекс эффективных мер по стимулированию роста и изменению структуры экономики, прежде всего, за счёт развития обрабатывающего сектора, производственных МСП, привлечения высокотехнологичных иностранных инвестиций», – добавил сопредседатель «Деловой России».

Фото с сайта kremlin.ru

Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Партнёры