RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Борис Титов увидел в цифровизации фискальную нагрузку

Борис Титов увидел в цифровизации фискальную нагрузку 14 сентября 2018

Электронные инициативы государства дорого стоят бизнесу

Цифровая экономика в РФ в последние годы росла по инициативе не частного бизнеса, а государства, которое создало для себя новые "фискальные" информационные системы, говорится в исследовании "Цифровая экономика" Института экономики роста им. П. А. Столыпина. Глава его набсовета бизнес-омбудсмен Борис Титов оценил издержки "принудительной цифровизации" бизнеса за два года в 80 млрд руб. - это расходы предпринимателей на новые онлайн-кассы, ЕГАИС АЛКО и выполнение "закона Яровой". В проектном офисе новой программы "Цифровая экономика" настаивают, что цифровизация направлена на услуги для граждан и бизнеса, а не на совершенствование фискальных инструментов.

Исследование "Цифровая экономика" свело воедино все идеи Института экономики роста им. П. А. Столыпина на тему цифровизации - в августе отдельные предложения института по нацпроекту "Цифровая экономика" были направлены вице-премьеру Максиму Акимову. Главный вывод работы, однако, состоит в том, что рост цифровой экономики в основном связан с расширением госсектора - созданием новых информационных и учетных систем "в первую очередь в тех отраслях, которые относятся к зоне возможных государственных доходов". Авторы перечисляют цифровизацию торговли (онлайн-кассы, ЕГАИС, маркировка товаров) и транспорта (ГЛОНАСС), подчеркивая, что бизнес был вынужден исполнять требования - закупать и устанавливать оборудование для сбора государством фискальной информации и администрирования налогов. Издержки бизнеса исследование оценивает за последние два года в 80 млрд руб.

При этом государство выдавливает частный бизнес из цифрового сектора. На начало 2017 года доля органов власти в уставном капитале организаций сектора ИКТ ( производство и торговля ИТ-оборудованием, сервисы и услуги, разработка ПО и цифровых товаров, телекоммуникации) составляла 35%, государство выступает и как один из участников цифрового сектора, и как один из основных потребителей. Такая цифровизация, по мнению исследователей, не создает рабочие места и не дает возможности развиваться новым производствам и инновационному бизнесу.

По мнению Бориса Титова, из-за построения государством цифровых "фискальных" систем в части развития цифровой экономики РФ "сильно отстает" от стран, сопоставимых по уровню образования и экономического развития. По его словам, необходимо принять меры по повышению привлекательности российской юрисдикции (до сих пор крупнейшие российские IT-компании предпочитают использовать иностранные) и сделать стимулирование IT "умным": обеспечить долгосрочный характер мер поддержки (в первую очередь льгот), стимулировать НИОКР и экспорт услуг в IT-сфере, изменив налоговое законодательство.

"В будущем хотелось бы, чтобы к внедрению IT-новаций государство проводило обсуждение с бизнес-сообществом и прислушивалось к его мнению. В то же время, пока у бизнеса нет культуры потребления цифровых услуг, предприниматели не могут оценить, какие плюсы они получат от новых IT-решений, внедренных государством", - отмечает член экспертного совета при комитете Госдумы по экономполитике Ани Асланян.

В проектном офисе программы "Цифровая экономика" Аналитического центра при правительстве с оценкой господина Титова о засилии государства в цифровом секторе не согласны, отмечая, что стартовавшая в 2017 году программа "Цифровая экономика" полностью учитывает мнения бизнеса. "Если же говорить о логике реализации плана цифровизации государства, то она сосредоточена на создании комплексных услуг для граждан и бизнеса, а не на совершенствовании фискальных инструментов и информсистем. Ставится задача радикально снизить издержки взаимодействия бизнеса с государством", - говорит глава проектного офиса программы Владимир Месропян.

Источник: Коммерсант

Партнёры