Тем, кто выстраивает систему аргументации, которая отодвигает на второй план задачу обеспечения национальной безопасности, настоятельно рекомендую прочесть книгу Дж. Перкинса «Исповедь экономического убийцы». Уверен, что после прочтения этой книги число о
Иностранные транзисторы, заморские системы управления, импортные системы связи, а также все то, что красиво называется "сделано в России", но, по сути, является отверточным тиражированием заграничного продукта, - к сожалению, зачастую включает элементы, содержащие в себе прямую угрозу нашей национальной безопасности. Тому, что из далекой заграницы в принципе возможно одним нажатием кнопки вполне мирной машины парализовать экономику целой страны, есть примеры. Год 2002-й. Венесуэла. Попытка свержения президента страны Уго Чавеса. Незадолго до этого иностранные консультанты порекомендовали крайне технологичную и дешевую аппаратуру, которая обеспечивала коммуникации в стране. После "случайного" сбоя в системах коллапс стране был обеспечен. И это только один из примеров. А в книге Перкинса их больше десятка.
Теперь про Россию. Сегодня ряд крупных инфраструктурных компаний пользуется исключительно импортными системами управления. Кое-что поступало в рамках "гуманитарной помощи". И все это на фоне "открытых" конкурсов по поставкам оборудования, на которых отечественный производитель отбраковывается на уровне ценового предложения. Российский продукт может быть лучше и технологичнее, он может быть даже экспортируемым во многие страны мира, но цена в России является решающим фактором. А то, что зарубежные компании целенаправленно и часто демпингуют, чтобы попасть на российский рынок, в общем, не является большим секретом.
Так сложилось, что значительное число технологичных предложений, разработок и квалифицированных специалистов сосредоточено на предприятиях ОПК. Попытка эти технологии начать развивать и тиражировать, в том числе через увеличение государственного заказа, недоброжелателями преподносится как попытка милитаризации экономики. Можно, конечно, перенести эти наработки в другие отрасли, однако это приведет либо к существенному росту издержек, либо к утере уникальных технологий. Добавьте к этому отсутствие практики преференций по отношению к национальному производителю; череду искусственных банкротств предприятий ОПК; нацеленность топ-менеджеров на контроль финансовых потоков, а не производственного цикла; укоренившееся в обществе мнение, что в инженеры идут только неудачники, - и вы получите неразвивающиеся российские технологии и уязвимую национальную экономику.
В общем, жить без тепла и электричества в некоторых регионах уже привыкли, но вот докричаться из одного аула до другого, если блестящий иностранный передатчик выведен из строя короткой автоматной очередью, практически невозможно. И хорошо, если хотели сообщить приятную новость о предстоящей свадьбе, а вот когда командир военного подразделения по той же причине не может отдать приказ и скоординировать действия подчиненных по предотвращению террористической операции и никакой альтернативы у него нет, - это уже трагедия национального масштаба.
Почему мы все так падки на блестящее, дешевое и заграничное? Почему вопрос надежности при эксплуатации и защищенности в экстремальных условиях зачастую не обсуждается при подписании контрактов? Неужели разница в 5% в цене перевешивает гарантии технологической, управленческой и государственной безопасности? Почему мы вдруг все так быстро поверили в то, что в плане технологий Россия является отсталой страной? И если в это верит обыватель, который крутит диски на импортном DVD или ездит на автомобиле иностранного производства, то почему в это верят чиновники из правительства? Кому-кому, а им по долгу службы должно быть известно, что технологии разрабатываются и поставляются на рынок не только производителями стиральных машин и плееров. Да, мы реально отстали в таком важном маркетинговом катализаторе, как шуршащая упаковка с бантиками. Российский производитель высоких технологий в силу своей единичности и уникальности не может позволить себе пойти на краткосрочное убыточное для себя ценовое предложение и вынужден идти на те рынки, где главный критерий не разница в 5%, а эффективность, универсальность и перспективность технологии. Если завтра в основу принятия решений будут положены эти критерии, а не уровень цены - мы получим дополнительно в бюджет Российской Федерации от отрасли вместо миллионов рублей триллионы.