RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Цифровая медицина – будущее российской системы здравоохранения

Цифровая медицина – будущее российской системы здравоохранения 27 апреля 2017

Председатель комитета «Деловой России» по медицинским услугам Муслим Муслимов:

Современные ИТ-технологии создают принципиально новые возможности для медицины. Внедрение в практику здравоохранения информационных технологий стремительно изменяет способы диагностики и лечения, формы взаимодействия врачей с пациентами и коллегами, организацию лечения и восстановления здоровья. Все это улучшает качество жизни россиян.

«Следует не просто обеспечить поликлиники и больницы Интернетом, – говорил президент России Владимир Путин, – а добиваться того, чтобы граждане попадали на приём и проходили обследование без нервов и очередей, в том числе пожилые люди, которые не всегда разбираются в таких понятиях, как «информационные технологии» и «электронная запись». А врачи избавились бы при этом от ненужной бумажной работы и больше времени могли бы уделять пациенту, непрерывно улучшать свою квалификацию, в режиме онлайн обращаться за советом к  коллегам из региональных и федеральных центров».

Результаты прошлого десятилетия


Последнее десятилетие в России велась активная работа по компьютеризации системы здравоохранения. Сейчас наблюдается пик этой активности. Предстоит еще много сделать для нашей большой страны. Что уже сделано в России к 2016 году?

- Медицинские информационные системы внедрены в 83 субъектах РФ. В общей сложности 57%  автоматизированных рабочих мест медиков подключены к МИС. В этих МИС ведутся электронные медицинские карты пациентов.

- В 66 субъектах Российской Федерации введены автоматизированные системы диспетчеризации санитарного автотранспорта.

- В 75 – внедрены автоматизированные системы льготного лекарственного обеспечения.

- В 83 субъектах РФ реализованы системы электронной записи на прием к врачу.

Цифровая медицина в России сегодня

Благодаря цифровой медицине сегодня в России намного проще попасть на прием к необходимому специалисту и своевременно получить квалифицированную помощь. Так, действует система электронной записи к врачам, которая доступна гражданам РФ посредством использования сети Интернет. В частности, электронный портал госуслуг предоставляет такую возможность. Положительно себя зарекомендовала выписка электронных рецептов и больничных листов. Развивается предпринимательство – появляются различные электронные системы для автоматизации работы внутри медучреждений, а также медицинские социальные сети для врачей и информационные медпорталы в Интернете.

Весной 2016 года, согласно официальному сайту президента России, между правительством Москвы и Институтом развития Интернета (ИРИ) заключено соглашение о сотрудничестве в целях развития цифровых медицинских технологий. ИРИ совместно с ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России приступили к формированию стратегической программы развития Интернета в здравоохранении. Представитель комитета «Интернет + Медицина» ИРИ сообщил: «Мы видим семь основных направлений развития интернета:
-       управление здоровьем (интернет-консультации для граждан в вопросах здоровья);
-       развитие телемедицинских систем;
-       дистанционное образование врачей в системе НМО;
-       управление интеллектуальными системами в здравоохранении;
-       создание хранилищ медицинских данных;
-       управление научными исследованиями в здравоохранении и обмен научными данными между врачами;
-       дистанционная торговля лекарственными препаратами и электронный документооборот».

По словам представителя комитета, стратегическая программа развития Интернета в здравоохранении рассчитана до 2020 года и на дальнейший период. «Под каждое из названных направлений будет сформирован перечень проектов, которые стратегически важны для российского здравоохранения. Их реализация может привести к серьёзным изменениям в области информатизации здравоохранения в России. Первые результаты подготовки программы планируем получить уже к концу этого года», – пояснил руководитель.

Как сообщает комитет, IT-специалистам сейчас приходится решать непростые задачи, связанные с технологиями протоколирования, записи и хранения информации, с другими организационно-правовыми вопросами, возникающими при оказании медицинских услуг.

Что препятствует внедрению инновационных технологий?

Казалось бы, автоматизация сферы здравоохранения – это то, что должно облегчить врачам работу. Но на практике получается совсем наоборот. К примеру, заполнение данных в МИС отнимает у медиков много времени и сил. Неудобный интерфейс ПО, отсутствие навыков работы на компьютере, необходимость дублирования информации на бумажных документах – все это не вызывает энтузиазма у врачей, особенно у представителей старшего поколения, которые достаточно консервативны к введению новых регламентов и инноваций.

По этой проблеме эксперт совета Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения высказал точку зрения, что в западных странах доктор в принципе не занимается ведением документации. Он работает только с пациентами, а документированием занимается медсестра. Помощник имеет не только необходимое медицинское образование, но и компьютерную грамотность. За границей очень большое внимание уделяется повышению эффективности процесса документирования, используются аудио- и видеозаписи, преобразование аудио в текст. Избавление врача от рутины, новые подходы к протоколированию – все это может быть очень эффективно применено в России и решить проблему нежелания изменений.

Еще одно препятствие на пути информатизации медицины, по словам эксперта, – это  «продолжающееся неравенство бумажной и электронной медицинской документации или фактически игнорирование статуса электронных медицинских документов как полноценных элементов деловых процессов в медицинских организациях с точки зрения управленцев отрасли, а также контролирующих, надзорных и правоохранительных органов». Другими словами, отсутствие нормативно-правовой базы мешает поставить ЕГИС на рельсы.

Эксперт считает, что в качестве первого шага нужно узаконить медицинские электронные документы, придав им абсолютно самостоятельный юридически значимый статус. Для этого Министерство здравоохранения должно утвердить ряд одобренных экспертным советом документов, которые предусматривают не только ввод в практику работы медицинских учреждений электронных документов как подлинников, не требующих бумажного экземпляра, но и оптимизацию существующих деловых процессов.

Кроме того, у нас до сих пор на уровне законодательства однозначно не решен вопрос, чьей собственностью является персональная информация о здоровье человека – самого пациента или медучреждения?  Этот вопрос – один из ключевых моментов в решении задачи обмена данными в МИС и создания единого информационного пространства здравоохранения страны. Его еще предстоит решить госструктурам.

Цифровая медицина не заменит врача

Хотя компьютеризация здравоохранения призвана, кроме всего прочего, заменить некоторые функции докторов, упростить их выполнение и облегчить будни медиков в целом, цифровая медицина никогда не сможет полностью заменить профессию врача. К примеру, телеконсультации пациентов могут быть очень эффективны и удобны. Они не требуют физического перемещения пациента в другой город или страну. Они оперативны и относительно недороги. Однако никто не возьмется поставить диагноз онлайн. Для этого требуется первичный осмотр, который может выполнить только профессиональный медик. Еще один пример – рентгеновские снимки. Ни один компьютер не сможет прочесть их, нужен живой экспертный взгляд на проблему. Также уход за лежачими хроническими больными требует физического присутствия медицинского персонала. А как сдать кровь по Интернету? Это тоже невозможно. Для этого требуются медсестры и лаборанты, которые проводят исследование анализов. Безусловно, цифровая медицина снимет нагрузку с медиков, но профессию врача никто не отменял.

Какое будущее у цифровой медицины в России?

В марте 2017 года в Кремле состоялось заседание Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором были рассмотрены перспективы цифровой медицины в России в ближайшем будущем. Министр здравоохранения РФ выступила с докладом, в котором обозначила перспективы информатизации системы здравоохранения: «В 2017-2018 годах будет введено в эксплуатацию нескольких новых центров трансляционной медицины. А в 2019 году в  целом будет завершено формирование системы телемедицинских консультаций между медицинскими организациями разного уровня. В 2020 году в целом завершится формирование единой государственной информационной системы сферы здравоохранения на основе единой электронной медицинской карты пациента. С 2020 года поэтапно будет введён электронный мониторинг здоровья пациентов из групп риска с помощью индивидуальных устройств, измеряющих давление, пульс, концентрацию глюкозы и других элементов в крови, положение в пространстве и так далее, с включением системы экстренного реагирования при изменении этих параметров до критичных величин. Планируется, что с 2020 года начнут внедряться автоматизированные программы обработки больших массивов данных (big data), которые позволят автоматизированно выбирать алгоритмы медицинского сопровождения для каждого человека с учетом телемедицинских консультаций».

Таким образом, масштабная работа идет полным ходом и обещает весьма радужные перспективы. По словам министра здравоохранения РФ, к концу 2020 года Россия сможет выйти на качественно новый уровень управления здравоохранением, а также доступности и качества медицинской помощи. Планируется, что сама индустрия здоровья выйдет на первые места в экономике страны к 2025 году. Россия имеет очень большие шансы оказаться в числе лидеров по развитию цифровых медицинских технологий.

Партнёры