RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Дефицит кадров на рынке e-commerce

Дефицит кадров на рынке e-commerce 11 сентября 2019

Член генсовета «Деловой России», управляющий партнер ГК «220 Вольт» Алексей Федоров о нехватке кадров на рынке e-commerce, приводящей к тормозу российского рынка электронной коммерции.

Как готовят кадры в e-commerce? У каждого десятилетия есть своя мода. В том числе и мода на образование. В начале нулевых было престижно поступать и учиться на менеджеров, юристов, экономистов, психологов. Каждый студент на выходе из вуза имел уровень базового высшего образования, которое он получал на протяжении 5 лет. После чего перед ним стоял выбор: аспирантура или работа. Родители брали кредиты и платили за обучение немалые суммы. В итоге это привело к тому, что многие вузы стали готовить студентов по непрофильным специальностям и сомнительным программам.

Вместе с тем по стране прокатилась волна переименований университетов в институты, а техникумов — в колледжи. Произошла реформа высшего образования, плавный переход от одной системы к другой, модернизированной и популярной в европейском мире. Естественно, это смена статуса учебного заведения, соответственно, и другой уровень финансирования.

Сегодня мейнстрим — это электронная коммерция, цифровая и уже даже шеринговая экономика. Безусловно, это шаг в «будущее», потому что в данной сфере действительно присутствует проблема недостатка кадров. Дефицит сотрудников только тормозит российский рынок e-commerce. Компании действительно нуждаются в квалифицированных работниках, что приводит к ужесточению конкуренции между работодателями в борьбе за специалиста. Как следствие, ключевые должности долгое время остаются вакантными.

Разумеется, тут встает вопрос о подготовке кадров, нужно ли вводить в вузы узконаправленные образовательные программы. Так, например, РАНХиГС начнет подготовку специалистов для российского рынка e-commerce по программе «Цифровые технологии в торговле». Предполагается, что будущие выпускники будут востребованными в таких профессиях, как менеджер по управлению онлайн-продажами, разработчик моделей big data, создатель мобильных приложений и виртуальных торговых пространств.

Без всяких сомнений, идея свежа, но есть недочеты, которые сложно не заметить. Во-первых, неясна роль фундаментальной вузовской программы, когда уже существует огромное количество образовательных услуг, где обучают в том числе e-commerce. Например, курсы или вебинары, по окончании которых получить диплом о профессиональной переподготовке или пройти повышение квалификации не составит никакого труда. Абсолютно все программы составлены благодаря практикующим руководителям из всех крупнейших проектов и сервисов в e-commerce.

Каждая уважающая себя специализированная школа любит и ценит своих «звездных» преподавателей, они являются отличным инструментом маркетинга. Поэтому, заключая эксклюзивный контракт с такой персоной, заранее обговариваются условия сотрудничества.
Для «звезд» e-commerce это скорее социальная ответственность или хобби. Потому как приходится брать на себя невероятное количество обязанностей и дополнительную работу за символическую оплату. Поэтому мотивация у человека должна быть очень серьезной, чтобы променять эксклюзивный контракт с коммерческой организацией на «благотворительную» помощь университету. Как показывает практика, обычно за красивой идеей кроется страшная тайна. В итоге может оказаться так, что все топовые специалисты откажутся от предложения вуза и подходящих вариантов просто не останется. Но ведь программную сетку обучения нужно как-то «вывозить».

Второй вопрос, насколько самим преподавателям хватит как теоретического материала, так и желания качественно выполнять свою работу без какого-либо энтузиазма и живого задора. Ситуация усугубляется тем, что преподавательский состав укомплектовывается в основном из случайных практиков без нужной квалификации и базовых знаний. Исходя из всего вышесказанного, напрашивается следующий вывод: стоит ли потраченное время 4 лет обучения и условных несколько сотен тысяч рублей, если есть возможность потратить деньги куда более эффективно, с большей отдачей и реальным результатом?

Мы живем в век высоких технологий. Каждый день создаются новые тренды, появляются крупные игроки рынка, развиваются технологии, которые влияют на интернет-коммерцию, и полученные ранее знания в значительной степени утрачивают свою силу. Бесспорно, технический прогресс наблюдается во всем. Дети становятся более мобильными и продвинутыми. Они легко адаптируются под любую ситуацию, в отличие от более взрослого поколения, так как в «быстром» мире просто невозможно обойтись без движения. Мир в буквальном смысле слова кружит вокруг нас. Так цифровая коммерция вытесняет традиционную, так и интерактивное и дистанционное образование дышит в спину классическим вузам. Может, и не принципиально, каким образом мы получим знания, куда более важно, чтобы эти знания у нас в итоге были.

Источник: marketmedia.ru

Бизнес предложил применять медиацию на стадии исполнения решений суда
Инициативу поддерживает Федеральная служба судебных приставов
Мечта под 8,5%
Льготные кредиты к 2024 году сделают предпринимателями 25 млн россиян
Декларациям подтвердили статус налоговой тайны
Как разъяснение Верховного суда может повлиять на дела против бизнесменов
Как выбирали лучших малых экспортеров России
Одни призеры не относятся к малому бизнесу, другие оказались убыточными
Бизнес-мусор уходит от платежей
В Госдуме обсудили проблемы реформы системы обращения с отходами
Комитет Госдумы одобрил законопроект о виноделии
Цель законопроекта —ввести правовое регулирование в сфере производства и оборота продукции виноделия.
Эксперты сочли алтайские власти ответственными за мусорный коллапс в Бийске
При этом они поддерживают главу Минприроды, который поручил «Российскому экологическому оператору» и Роспотребнадзору
Партнёры