RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » Делороссы обсудили направленные в Минэкономразвития России предложения по исполнительному производству

Делороссы обсудили направленные в Минэкономразвития России предложения по исполнительному производству 27 декабря 2019

Состоялось заседание рабочей подгруппы по вопросам исполнительного производства экспертной группы механизма ТДК по направлению «Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности»

25 декабря, в преддверии Нового года, состоялось очередное заседание рабочей подгруппы по вопросам исполнительного производства экспертной группы механизма Трансформации делового климата по направлению «Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности» с участием членов экспертной подгруппы механизма «регуляторная гильотина» по направлению «Взыскание просроченной задолженности на стадии судебного взыскания и после вынесения решения суда».

В настоящее время приходится констатировать крайне низкий процент фактического исполнения судебных решений. Такое положение вещей негативно сказывается на деловом климате. Сейчас единые правила взыскания с физических лиц рассматривается в рамках механизма регуляторной гильотины. Несмотря на то, что рабочей группой по направлению «Коллекторская деятельность» не рассматриваются вопросы внесения изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» ФЗ-229, но для решения вопросов повышения эффективности исполнения судебных решений и при этом, не был нарушен баланс интересов было принято решение объединить усилия экспертов.

Вначале представитель Минэкономразвития России рассказала о том, какие инициативы могут быть рассмотрены в рамках работы экспертной группы ТДК, порядке формирования предложений по включению в план мероприятий ТДК и подчеркнула, важность содержательной части, представляемых материалов.

Екатерина Авдеева, как Председатель Комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловая Россия», руководитель Экспертной группы ТДК по направлению «Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности», а также руководитель подгруппы «Взыскание просроченной задолженности на стадии судебного взыскания и после вынесения решения суда» механизма «регуляторная гильотина» по направлению «Коллекторская деятельность», доложила о выработанных предложениях, которые были направлены в Минэкономразвития России для включения в распоряжение, направляемый в Правительство Российской Федерации.

Основными предложениями по направлению «Исполнительное производство» были конечно же предложения о механизме предоставления рассрочки должнику для стимулирования добровольного исполнения судебных решений. Эти предложения, подготовленные Экспертной группой ТДК с учетом позиции МВД России, в установленных на законодательном уровне рамках, при отсутствии возражений со стороны взыскателя, создают возможность получения должником рассрочки, которая предполагает выплату всей суммы долга в течение не более 18 месяцев с запретом на регистрационные действия с движимым и недвижимым имуществом должника, но без обращения взыскания через реализацию имущества на торгах, арест счетов и ограничения выезда за рубеж. Еще одним предложенным вариантом стало утверждение судебным приставом-исполнителем графика рассрочки, который предложен взыскателем и принят должником. Это предложение поддерживается коллекторскими агентствами, т.е. лицами, которые занимаются взысканием задолженности в качестве основной деятельности, а потому знают все нюансы этого процесса. В числе предложений, направленных на добровольное исполнение судебных решений, было предложение ввести на законодательном уровне возможность проведения на стадии исполнительного производства процедуры медиации.

Также было предложение по устранению коллизии между позицией Банка России и ст. 57 Федеральн,ого закона «Об исполнительном производстве» ФЗ-229 согласно которой, у взыскателя имеется возможность получать денежные средства не на свои счета, а на счета представителя. Коллекторские агентства согласились с предложениями Экспертной группы, подтвердив, что взыскатель нередко является сам должником по иному исполнительному производству, а получение денежных средств на счета представителя позволяет скрыть полученное от кредиторов и взыскателей.

А вот предложение по срокам все участники заседания поддержали.  При этом указали на необходимость уточнения того, что это предложение предоставляет большие сроки по сравнению со сроками, которые предполагаются при внедрении суперсервисов. Поэтому руководитель рабочей группы механизма «регуляторная гильотина» Эльман Мехтиев, предложил сформулировать предложение с учетом того, что оно будет действовать на переходный период. Все участники согласилась с эффективностью такого предложения.  

Также на заседании был рассмотрен вопрос обращения взыскания на пении, заработные платы и иные платежи, которые лишают лиц средств к существованию. Большинство согласились с тем, что действительно большая часть кредитных учреждений не отслеживает статус поступлений, что может привести к тому, что люди могут остаться без средств к существованию. При этом лишение взыскателя возможности обращать взыскание на пенсионные начисления приведет не только к недополучению денежных средств взыскателем, но и сделает невозможным получение кредитов этой категорией лиц. При чем не стоит забывать, что в этой категории оказываются и лица, которые получают пенсию за выслугу лет, а она существенно выше, что позволяет им брать не только потребительские кредиты, но и кредиты для открытия собственного бизнеса. Поэтому экспертная подгруппа пришла к единогласному мнению о необходимости внести предложения в законопроект, т.к. принятие законопроектов в текущей редакции будет негативно сказываться на деловом климате. При этом были сформулированы предложения, которые усилят имеющиеся гарантии социально незащищенных граждан, чтобы они не оказались без средств к существованию в связи с тем, что стали должниками. Также были озвучены предложения о неукоснительном отслеживании кода поступлений, чтобы максимальная сумма, на которую обращаются взыскания не превышала по всем исполнительным производствам и по исполнительным листам, поданным в кредитное учреждение напрямую, в совокупности 50% ежемесячной оплаты труда.

Еще одна инициатива, которая была сформулирована в рамках заседания связана с упрощением процедуры оценки изъятого имущества и передачу его на реализацию. Сегодня этот процесс занимает фактически в среднем около 9 месяцев, несмотря на установленные законом сроки. Это объясняется невероятной загруженностью приставов.

В итоге на заседании, уже расширенным составом, еще раз обсудили сформулированные и направленные в Минэкономразвития России предложения по исполнительному производству, которые были поддержаны и профессиональными участниками долгового рынка. Были проанализированы законопроекты, которыми предполагается ограничить обращение взыскания на пенсии, эта проблема была обсуждена с различных точек зрения, что позволило сформулировать предложение с учетом баланса интересов. Также были сформулированы предложения для упрощения процедуры обращения взыскания на имущество должника.

На следующем заседании, которое состоится в январе следующего года таким же расширенным составом, группа сможет проанализировать уже изложенные на бумаге предложения, внести коррективы и направить итоговый перечень в Минэкономразвития. 

Партнёры