RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » «Деловая Россия» подвела итоги работы по смягчению антимонопольного регулирования

«Деловая Россия» подвела итоги работы по смягчению антимонопольного регулирования 22 апреля 2015

«Деловая Россия» проанализировала свои достижения по смягчению антимонопольного регулирования, которые были достигнуты за первый квартал 2015 года

Среди них – исключение уголовной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, увеличение в 10 раз порогов дохода и ущерба в крупном и особо крупном размере в целях привлечения в уголовной ответственности. Подробнее – в отчёте. 

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 1 КВАРТАЛ 2015г. 

I. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 30 января 2015 г. № 33/15 «О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220» (далее – Приказ № 220) учел часть замечаний предпринимательского и экспертного сообщества. 

В числе позитивных изменений можно выделить следующее:

1. Увеличивается число составов, по которым при рассмотрении нарушений становится обязательным проведение анализов рынка (например, значительная часть составов по статье 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – 135-ФЗ)).

2. Аналитический отчет по результатам анализа рынка становится обязательной частью текста решения ФАС России, что будет способствовать прозрачности выносимых решений.

3. Права сотрудников ФАС России заменены обязанностью («должен» вместо «может»), что даёт правовую определенность в действиях, которые должны быть осуществлены при проведении анализа рынка.

4. Границы товарных рынков теперь могут выходить за пределы РФ.

5. Введена необходимость обоснования метода анализа рынка.

6. Введено требование к обоснованности опроса потребителей (выборка, результаты и т.д.).

7. Определены параметры товарного рынка (состав, границы, товар).

8. Введена типология товарных рынков на основании географического критерия (федеральный, межрегиональный, региональный и локальный рынки).

9. Установлены требования к структуре аналитического отчета.

10. Введен раздел, посвященный определению хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. 

II. Федеральным законом от 8.03.2015 45-ФЗ принята новая редакция статьи 178 Уголовного кодекса РФ

Учтены все без исключения замечания «Деловой России»:

- Исключена уголовная ответственность за злоупотребление доминирующим положением;

- сохранена диспозиция ч.1 ст. 178 УК РФ (исключена возможность привлечения за сам факт заключения соглашения, в т.ч. устного);

- ФАС не наделяется полномочиями по оперативно-розыскной деятельности (ОРД), материалы ОРД в ФАС передаваться не будут;

- пороги дохода и ущерба в крупном и особо крупном размере в целях привлечения в уголовной ответственности увеличены в 10 раз;

- не будет введена обязанность ФАС направлять материалы картельного дела в МВД. 

III. Частично учтены замечания по Методике по контролю за ценообразованием доминирующих хозяйствующих субъектов

Во исполнение поручения И.И. Шувалова (от 06.02.2015 ИЩ-П13-7пр, п. 4) ФАС России письмом от 17.02.2015 ИА/6955-Пр/15 внесла в Правительство проект Методики по контролю за ценообразованием доминирующих хозяйствующих субъектов «Принципы экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции», в котором предусматривается возможность установления более низких цен для иностранных потребителей по сравнению с потребителями внутреннего рынка  в случае, если осуществляются поставки товара на территорию нового экспортного рынка на период проведения экспансии (завоевания определенной доли рынка).

Тем не менее, по мнению предпринимательского сообщества Методика  по контролю за ценообразованием доминирующих хозяйствующих субъектов «Принципы экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции»  разработана и принята с превышением полномочий антимонопольного органа, не соответствует требованиям Закона  о защите  конкуренции, поэтому является незаконной. Правовые основания для ее  применения  на практике отсутствуют. 

IV. Установление иммунитетов для субъектов малого и среднего предпринимательства и проверки в Антикризисный план Правительства Российской Федерации

Пунктом 25 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р предполагается снижение избыточного антимонопольного контроля за счет:

  • установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, заключения несущественных антиконкурентных соглашений;
  • сокращения количества оснований, по которым антимонопольный орган вправе осуществлять внеплановые проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с прокуратурой.

ФАС России 30.03.2015 внесла в Правительство соответствующий законопроект. У предпринимательского сообщества сохраняются замечания в части нераспространения иммунитетов на субъекты малого бизнеса, учрежденные юрлицами, что не предусмотрена допустимость по всем видам соглашений субъектов малого бизнеса и компаний, занимающих суммарную долю рынка менее 20%, отсутствия согласования с прокуратурой внеплановых проверок по признакам заключения картельных соглашений. 

V. Из «четвертого антимонопольного пакета» исключается норма, предоставляющая доступ ФАС к налоговой тайне

ФАС поручено принять необходимые меры, направленные на обеспечение исключения из проекта федерального закона №602468-6 (4 антимонопольный пакет, 4АМП) положений, предусматривающих расширение круга лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. 

VI. Новации ФАС, расширяющие понятие недобросовестной конкуренции, пойдут отдельным законопроектом, и будут обсуждены в т.ч. на площадке АСИ

Пунктом 3 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 17.03.2015 поправки к 4АМП  возвращены на доработку. Пунктом 4 Протокола принято решение, что объемные поправки ФАС к 4АМП, в том числе сильно меняющие понятия недобросовестной конкуренции, пойдут отдельным законопроектом, будут обсуждены с предпринимательскими объединениями.

 

Теги: ФАС
Партнёры