Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » «Деловая Россия» представляет рейтинг главных событий 2014 года в антимонопольной сфере

«Деловая Россия» представляет рейтинг главных событий 2014 года в антимонопольной сфере 15 января 2015

2014 год стал богатым на различные инициативы и мероприятия в антимонопольной сфере. Среди них оказались принятие «четвертого антимонопольного пакета», борьба с преследованием малого бизнеса со стороны ФАС и общий рост интереса общественности к антитрастовой проблематике.

1. «Четвертый антимонопольный пакет» принят Госдумой в первом чтении после двух лет напряженных дискуссий. В результате ФАС пришлось отказаться от значительной части своих идей, в том числе называть патентообладателей монополистами, вводить регулирование всей коммерческой деятельности любой компании (так называемое «регулирование правил торговой практики»), от необходимости согласовывать с ФАС регистрацию любого юрлица, от дублирования полномочий с другими регуляторами (например ФСТ) и т. д. Тем не менее, разногласия остались, и дискуссии продолжатся во втором чтении в 2015 году. Эксперты настаивают на включении нормы, запрещающей ФАС называть малый бизнес монополистами, а также разрешить все соглашения, за исключением картельных, компаниям с небольшими долями рынка. 

2. ФАС России поручено прекратить преследование малого бизнеса

ФАС, призванная защищать потребителей и малый бизнес от крупных участников рынка, по некоторым оценкам, до 80% своих усилий направляет против МСП и некоммерческих организаций. Фактически ежедневно в судах рассматриваются антимонопольные дела, когда в злоупотреблении доминирующим положением обвиняются индивидуальные предприниматели (автомойка за «сверхприбыль» 14 тыс. руб. в Магадане), ТСЖ («монополисты» в границах своего дома), гаражных кооперативов, компаний микробизнеса (с оборотом менее 60 млн руб. в год).

О необходимости прекратить антимонопольное преследование МСП (равно как и компаний с небольшими долями рынка) неоднократно говорилось в выступлениях премьер-министра, в докладах Минэкономразвития (от 28.07.2014 № ДО5и-693), в докладе бизнес-омбудсмена президенту России и в протоколе заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития МСП. 

3. Высший арбитражный суд поддержал детский сад в споре с ФАС

То, что ФАС признала нарушителем не «Газпром» и РЖД, а детсад, само по себе вызывает улыбку. А то, что детсад смог найти защиту только в Высшем суде, уже не смешно. Увы, набив руку на индивидуальных предпринимателях, ФАС начал обвинять в монополизме даже детсады. Вина детсада, по мнению ФАС, состояла в проведении конкурса на услуги по организации питания, то есть общепринятой теперь уже и в России практики кейтеринга. ФАС же посчитал, что морковь, капусту и картошку для супа надо заказывать у разных поставщиков. 

4. Высший арбитражный и Верховный суды признали незаконными Методические рекомендации по проведению ФАС выездных проверок

По сути, направив эти Методрекомендации всем региональным подразделениям, ФАС России вышла за пределы своих полномочий, поскольку де-факто разрешила своим сотрудникам проведение обысков, на что имеют право только силовые структуры. При этом для ФАС сделано исключение в законе о защите прав юрлиц, и она не должна согласовывать свои проверки с прокуратурой.

ФАС занимает 1-е место в мире по числу проведенных проверок, и предприниматели жалуются, что те зачастую носят заказной характер. Это решение признано самым интересным решением высших судов в 2014 году, поскольку, ограничивая произвол чиновников, имеет значение не только для антимонопольной проблематики, но и для всех граждан. 

5. Правительство отказалось наделять ФАС полномочиями дознания

В противном случае сотрудники службы получили бы право на проведение обысков, осмотров, выемок, освидетельствований, задержаний и допросов. Превратиться в силовой орган – давняя мечта руководства ФАС. Оно уже неоднократно обращалось к президенту и правительству с идеями подобного рода. Мнение бизнеса, разумеется, отрицательное, но и экономисты считают это чрезвычайно опасным шагом. Правительство не только отказалось пойти по пути дальнейшего расширения полномочий ФАС, но и решило пересмотреть существующие. В итоге ФАС сама выступила с инициативой передать свои полномочия по контролю наружной рекламы органам местного самоуправления. 

6. Первое уголовное дело за препятствие предпринимательской деятельности против ФАС

В рамках уголовного дела по ч. 1 ст. 169 УК РФ ЗАО «Аргус-Спектр» признали потерпевшим от действий должностных лиц ФАС России. Это первое в России уголовное дело за препятствование предпринимательской деятельности не только против сотрудников ФАС, но и против чиновников вообще.

«Аргус-Спектр» победил в открытом конкурсе на разработку системы автоматического вызова сил пожарной охраны МЧС и стало внедрять на соцобъектах автоматику - комплекс «Стрелец-мониторинг» собственной разработки для вызова сил пожарной охраны. Это исключило посредников из цепочки, что ежегодно экономит бюджету свыше 20 млрд руб., и позволило снизить смертность при пожарах в 14 раз. Однако посредники пожаловались в ФАС. Проведя внеплановую проверку в форме обыска с многочисленными нарушениями, ФАС взяла курс на уничтожение компании.  

7. Правительство внесло смягчающие поправки в антимонопольные статьи Уголовного кодекса

В декабре 2014 года правительство внесло в Госдуму пакет поправок в законопроект № 260190-6 «О внесении изменений в статью 178 УК РФ». Опасения предпринимателей и экспертов в ходе доработки поправок были сняты. Так, исключена уголовная ответственность за злоупотребление доминирующим положением, пороги дохода и ущерба в крупном и особо крупном размере в целях привлечения в уголовной ответственности увеличены в 10 раз, что позволит избежать привлечения к уголовной ответственности малый бизнес. Также правительство отклонило инициативы ФАС привлекать к уголовной ответственности за сам факт заключения соглашения. Не будет введена обязанность ФАС направлять материалы картельного дела в МВД. 

8. Россия отклонила американскую модель коллективных исков

То, что монополисты должны в первую очередь компенсировать убытки потребителям (путем подачи исков, в том числе коллективных), а не платить штрафы в бюджет, ни у кого не вызывает сомнений. Однако в истекшем году реализация этой модели могла пойти в России по худшему, т.н. «американскому», образцу, от которого сами американцы начали отказываться. Речь идет о том, что львиную долю компенсации получают адвокаты, а не пострадавшие потребители. Возникает целая специализация у недобросовестных юристов – шантажировать товаропроизводителей миллиардными исками по поводу и без повода.

В результате законопроект, подготовленный юристами и поддержанный ФАС России, был отклонен и соответствующие пункты из «дорожной карты» по конкуренции исключены. Развитие системы коллективных исков в 2015 году должно пойти по более сбалансированной «европейской» модели, реализация которой предусмотрена законопроектом Минюста. 

9. Отмена антимонопольного контроля над слияниями среднего бизнеса

30 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 423-ФЗ «О внесении изменений в 135-ФЗ», согласно которому утратила силу статья 30 135-ФЗ, устанавливающая перечень сделок, подпадающих под обязательное уведомление антимонопольного органа. Этот контроль не имел большого смысла – за редчайшим исключением ФАС России одобряла все подобные сделки, однако временные, финансовые издержки предпринимателей на согласование были весьма значительными. Принятие этой поправки стало возможным после совещания в правительстве 6 декабря 2013 года, на котором предложения ФАС «прицепить» к указанной поправке длинный хвост из плохо проработанных, коррупциогенных и имеющих негативные последствия для экономики предложений были отклонены, и решено принимать исключительно указанную либерализационную поправку. 

10. Широкое обсуждение антимонопольной политики в СМИ

67% респондентов, опрошенных газетой «Ведомости», назвали активизацию общественной дискуссии по антимонопольной политики главным событием года. 2014 год стал рекордным по проведению специализированных конференций и отдельных секций на крупных форумах. Реформирование антимонопольной политики широко обсуждалось не только в ведущих деловых но и в неспециализированных изданиях.

В многочисленных интервью и даже при отчете в Госдуме руководителю ФАС приходилось отвечать на неудобные вопросы про антимонопольное преследование малого бизнеса. Развитию конкуренции было посвящено совещание экспертного совета правительства с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Замечена активизация интереса к антитрасту в социальных сетях, появились профильные сайты.

Полный текст со всеми ссылками на источники.

Партнёры