RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » «Деловая Россия» представляет рейтинг главных событий 2014 года в антимонопольной сфере

«Деловая Россия» представляет рейтинг главных событий 2014 года в антимонопольной сфере 15 января 2015

2014 год стал богатым на различные инициативы и мероприятия в антимонопольной сфере. Среди них оказались принятие «четвертого антимонопольного пакета», борьба с преследованием малого бизнеса со стороны ФАС и общий рост интереса общественности к антитрастовой проблематике.

1. «Четвертый антимонопольный пакет» принят Госдумой в первом чтении после двух лет напряженных дискуссий. В результате ФАС пришлось отказаться от значительной части своих идей, в том числе называть патентообладателей монополистами, вводить регулирование всей коммерческой деятельности любой компании (так называемое «регулирование правил торговой практики»), от необходимости согласовывать с ФАС регистрацию любого юрлица, от дублирования полномочий с другими регуляторами (например ФСТ) и т. д. Тем не менее, разногласия остались, и дискуссии продолжатся во втором чтении в 2015 году. Эксперты настаивают на включении нормы, запрещающей ФАС называть малый бизнес монополистами, а также разрешить все соглашения, за исключением картельных, компаниям с небольшими долями рынка. 

2. ФАС России поручено прекратить преследование малого бизнеса

ФАС, призванная защищать потребителей и малый бизнес от крупных участников рынка, по некоторым оценкам, до 80% своих усилий направляет против МСП и некоммерческих организаций. Фактически ежедневно в судах рассматриваются антимонопольные дела, когда в злоупотреблении доминирующим положением обвиняются индивидуальные предприниматели (автомойка за «сверхприбыль» 14 тыс. руб. в Магадане), ТСЖ («монополисты» в границах своего дома), гаражных кооперативов, компаний микробизнеса (с оборотом менее 60 млн руб. в год).

О необходимости прекратить антимонопольное преследование МСП (равно как и компаний с небольшими долями рынка) неоднократно говорилось в выступлениях премьер-министра, в докладах Минэкономразвития (от 28.07.2014 № ДО5и-693), в докладе бизнес-омбудсмена президенту России и в протоколе заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития МСП. 

3. Высший арбитражный суд поддержал детский сад в споре с ФАС

То, что ФАС признала нарушителем не «Газпром» и РЖД, а детсад, само по себе вызывает улыбку. А то, что детсад смог найти защиту только в Высшем суде, уже не смешно. Увы, набив руку на индивидуальных предпринимателях, ФАС начал обвинять в монополизме даже детсады. Вина детсада, по мнению ФАС, состояла в проведении конкурса на услуги по организации питания, то есть общепринятой теперь уже и в России практики кейтеринга. ФАС же посчитал, что морковь, капусту и картошку для супа надо заказывать у разных поставщиков. 

4. Высший арбитражный и Верховный суды признали незаконными Методические рекомендации по проведению ФАС выездных проверок

По сути, направив эти Методрекомендации всем региональным подразделениям, ФАС России вышла за пределы своих полномочий, поскольку де-факто разрешила своим сотрудникам проведение обысков, на что имеют право только силовые структуры. При этом для ФАС сделано исключение в законе о защите прав юрлиц, и она не должна согласовывать свои проверки с прокуратурой.

ФАС занимает 1-е место в мире по числу проведенных проверок, и предприниматели жалуются, что те зачастую носят заказной характер. Это решение признано самым интересным решением высших судов в 2014 году, поскольку, ограничивая произвол чиновников, имеет значение не только для антимонопольной проблематики, но и для всех граждан. 

5. Правительство отказалось наделять ФАС полномочиями дознания

В противном случае сотрудники службы получили бы право на проведение обысков, осмотров, выемок, освидетельствований, задержаний и допросов. Превратиться в силовой орган – давняя мечта руководства ФАС. Оно уже неоднократно обращалось к президенту и правительству с идеями подобного рода. Мнение бизнеса, разумеется, отрицательное, но и экономисты считают это чрезвычайно опасным шагом. Правительство не только отказалось пойти по пути дальнейшего расширения полномочий ФАС, но и решило пересмотреть существующие. В итоге ФАС сама выступила с инициативой передать свои полномочия по контролю наружной рекламы органам местного самоуправления. 

6. Первое уголовное дело за препятствие предпринимательской деятельности против ФАС

В рамках уголовного дела по ч. 1 ст. 169 УК РФ ЗАО «Аргус-Спектр» признали потерпевшим от действий должностных лиц ФАС России. Это первое в России уголовное дело за препятствование предпринимательской деятельности не только против сотрудников ФАС, но и против чиновников вообще.

«Аргус-Спектр» победил в открытом конкурсе на разработку системы автоматического вызова сил пожарной охраны МЧС и стало внедрять на соцобъектах автоматику - комплекс «Стрелец-мониторинг» собственной разработки для вызова сил пожарной охраны. Это исключило посредников из цепочки, что ежегодно экономит бюджету свыше 20 млрд руб., и позволило снизить смертность при пожарах в 14 раз. Однако посредники пожаловались в ФАС. Проведя внеплановую проверку в форме обыска с многочисленными нарушениями, ФАС взяла курс на уничтожение компании.  

7. Правительство внесло смягчающие поправки в антимонопольные статьи Уголовного кодекса

В декабре 2014 года правительство внесло в Госдуму пакет поправок в законопроект № 260190-6 «О внесении изменений в статью 178 УК РФ». Опасения предпринимателей и экспертов в ходе доработки поправок были сняты. Так, исключена уголовная ответственность за злоупотребление доминирующим положением, пороги дохода и ущерба в крупном и особо крупном размере в целях привлечения в уголовной ответственности увеличены в 10 раз, что позволит избежать привлечения к уголовной ответственности малый бизнес. Также правительство отклонило инициативы ФАС привлекать к уголовной ответственности за сам факт заключения соглашения. Не будет введена обязанность ФАС направлять материалы картельного дела в МВД. 

8. Россия отклонила американскую модель коллективных исков

То, что монополисты должны в первую очередь компенсировать убытки потребителям (путем подачи исков, в том числе коллективных), а не платить штрафы в бюджет, ни у кого не вызывает сомнений. Однако в истекшем году реализация этой модели могла пойти в России по худшему, т.н. «американскому», образцу, от которого сами американцы начали отказываться. Речь идет о том, что львиную долю компенсации получают адвокаты, а не пострадавшие потребители. Возникает целая специализация у недобросовестных юристов – шантажировать товаропроизводителей миллиардными исками по поводу и без повода.

В результате законопроект, подготовленный юристами и поддержанный ФАС России, был отклонен и соответствующие пункты из «дорожной карты» по конкуренции исключены. Развитие системы коллективных исков в 2015 году должно пойти по более сбалансированной «европейской» модели, реализация которой предусмотрена законопроектом Минюста. 

9. Отмена антимонопольного контроля над слияниями среднего бизнеса

30 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 423-ФЗ «О внесении изменений в 135-ФЗ», согласно которому утратила силу статья 30 135-ФЗ, устанавливающая перечень сделок, подпадающих под обязательное уведомление антимонопольного органа. Этот контроль не имел большого смысла – за редчайшим исключением ФАС России одобряла все подобные сделки, однако временные, финансовые издержки предпринимателей на согласование были весьма значительными. Принятие этой поправки стало возможным после совещания в правительстве 6 декабря 2013 года, на котором предложения ФАС «прицепить» к указанной поправке длинный хвост из плохо проработанных, коррупциогенных и имеющих негативные последствия для экономики предложений были отклонены, и решено принимать исключительно указанную либерализационную поправку. 

10. Широкое обсуждение антимонопольной политики в СМИ

67% респондентов, опрошенных газетой «Ведомости», назвали активизацию общественной дискуссии по антимонопольной политики главным событием года. 2014 год стал рекордным по проведению специализированных конференций и отдельных секций на крупных форумах. Реформирование антимонопольной политики широко обсуждалось не только в ведущих деловых но и в неспециализированных изданиях.

В многочисленных интервью и даже при отчете в Госдуме руководителю ФАС приходилось отвечать на неудобные вопросы про антимонопольное преследование малого бизнеса. Развитию конкуренции было посвящено совещание экспертного совета правительства с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Замечена активизация интереса к антитрасту в социальных сетях, появились профильные сайты.

Полный текст со всеми ссылками на источники.

К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Лизинг становится частью экосистем крупных банков
Зачем кредитным организациям лизинг и что они могут предложить рынку
Драйвер российской экономики оказался слишком грязным
Добыча полезных ископаемых лидирует по выбросам и отходам
Партнёры