RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » «Деловая Россия» провела на КЭФ сессию по подготовке будущих предпринимателей

«Деловая Россия» провела на КЭФ сессию по подготовке будущих предпринимателей 12 апреля 2018

В первый день Красноярского экономического форума (КЭФ) «Деловая Россия» провела сессию «Новая волна предпринимателей: какими предпринимателями будут нынешние школьники и студенты». От бизнес-объединения в дискуссии приняли участие член координационного совета, председатель комитета по профессиональному образованию и подготовке кадров Александр Рудик и его заместитель в комитете, основатель компании «Профессиональное электронное образование» Александр Молчанов.

По данным опроса компании Online Market Intelligence, 33% россиян в возрасте от 18 до 54 лет заработали первые деньги в возрасте до 14 лет, а 43% – в старших классах. Нынешние школьники и студенты станут строителями новой экономики. То, какой она будет, во многом зависит от их потенциала. Решение сложных задач в условиях ограниченных ресурсов и неопределённости, работа в территориально разобщённых командах, умение«продавать» не столько сам продукт, сколько его полезность и потенциал, стратегическое видение и визионерство – эти навыки станут ключевыми для нынешней молодёжи. Участники сессии решали, какие меры помогут реализовать предпринимательские инициативы молодого поколения, как подготовить молодого бизнесмена и какие формы поддержки наиболее эффективны. Эксперты обсудили, могут ли получить эти навыки нынешние школьники и студенты, с какого возраста нужно начинать обучение. Модерировала сессию член правления Ассоциации профессиональных участников сферы развития человеческого капитала Юлия Селюкова.

В начале своего выступления Александр Рудик предупредил, что термин «предпринимательство» он понимает в более широком смысле, чем просто «занятие бизнесом». По его словам, это готовность предпринимать, делать выбор и нести за него ответственность, рисковать, владеть методом «4К» (Коммуникация, Креативность, Критическое мышление, Командная работа). По мнению делоросса, предпринимателями в таком смысле должны быть не 10-15%, как в случае с бизнесменами, а как минимум половина населения страны. Но, конечно, не все, сделал он оговорку: в работе оператора атомной станции креативность и готовность идти на риск противопоказана.

И всё же большинству российской молодёжи эти навыки будут нужны. «В таких компаниях, как Google, ты не можешь продвинуться, не будучи хотя бы немного предпринимателем, – пояснил Рудик. – Все компании становятся креативными, а на фабриках рано или поздно будут работать роботы. Основная масса людей станет фрилансерами, и они тоже должны иметь предпринимательские навыки, это диктуется жизнью. Поэтому мы не только можем, мы должны обучать таким навыкам».

Такое образование должно начинаться со школы, но нынешняя школа не в состоянии его дать, считает Александр Рудик. Во-первых, нет соответствующих кадров. Более того, современные учителя жёстко пресекают любую инициативу, любое отступление в сторону. Во-вторых, отсутствует мода на предпринимательские навыки, а у детей нет мотивации идти в бизнес. Отчасти – причина в родителях, объясняет делоросс: «Когда они идут на работу, они каждый день видят тётю Глашу, торгующую в палатке пивом. Других примеров предпринимательства у них нет. До Стива Джобса, Илона Маска или Павла Дурова далеко, а тётю Глашу они видят каждый день. И, конечно, они не желают такого будущего своему ребёнку».

Очень хорошая идея – устраивать встречи успешных предпринимателей со школьниками, убеждён член координационного совета «Деловой России». На них дети знакомятся с более удачными примерами предпринимательства, они могут «пощупать» реальных предпринимателей, задать им любые вопросы. Но и тут зачастую приходится сталкиваться с противодействием со стороны директоров школ, посетовал делоросс: «Очень многие люди в нашей стране заражены вирусом “как бы чего не вышло”. Поэтому иногда директора говорят: “А вдруг вы деньги украли? Принесите справку из милиции, что не украли. И из психоневрологического диспансера заодно, что вы не кидаетесь на детей”. Первая реакция у директоров – защитная: не как помочь детям определиться с профессией, а как бы чего не вышло».

Для современной молодёжи деньги – второстепенны, для них важнее самореализация и признание в глазах общества, констатировал Александр Рудик, и этими «поколенческими особенностями» надо пользоваться. Большой мотивационный эффект имеют различные конкурсы и чемпионаты, сказал он. В частности, «Деловая Россия» поддерживает Enactus – международную программу студенческих предпринимательских проектов, в которой принимают участие около 1700 университетов из 36 стран мира, в том числе из России. Победители национального чемпионата будут представлять страну на мировой арене. «Я общался с некоторыми ребятами, которые готовятся защитить свой проект на российском чемпионате. На вопрос, что им нужно, чтобы двигаться дальше, они не отвечают: деньги. Чаще всего им нужны наставники, менторы, нетворк. Есть смысл развивать и поддерживать этот конкурс», – добавил делоросс. В заключение своего выступления он ещё раз призвал предпринимателей думать о будущем и «идти в школы». «Надо с таких маленьких шагов. Всё в наших руках», – заключил он.

Заместитель Александра Рудика в комитете «Деловой России» по профобразованию и подготовке кадров Александр Молчанов также посетовал, что современная школа – «не про свободу выбора», который является основой предпринимательства. «У ученика выбора нет никакого», – сожалеет он.

Первый предпринимательский опыт многие дети сейчас получают в 5-6 классе благодаря компьютерным играм вроде Minecraft и World of Tanks, сообщил Молчанов. Сначала игроки «прокачивают» свой профиль, а потом продают отдельные предметы или навыки своих персонажей, пояснил он. Это и есть первый предпринимательский опыт, и поддержки со стороны образования в этом нет никакой, подчеркнул делоросс.

Россия пока не нашла, как встроить предпринимательство в вузах и школах. Чтобы учить ему, надо многое поменять в самих подходах к образованию вплоть до отмены классно-урочной системы. «Тогда не будут уходить их университетов стивы джобсы и марки цукерберги», – уверен Молчанов.

Для воспитания предпринимательского духа смолоду не хватает ни законодательной базы, ни институциональной среды. Если дети создают предпринимательский проект, возникает множество вопросов: как им платить налоги, привлекать инвесторов и т.д. «Нужна экосистема, чтобы развивать подобные проекты», – указал делоросс.

Замглавы профильного комитета «Деловой России» также обратил внимание на то, что детей можно «заразить» предпринимательством, только если говорить с ними на одном языке. Александр Молчанов привёл реальный пример из реализации одного проекта популяризации предпринимательства среди детей: школьники 10-11 классов пришли в одну известную сеть пиццерий, «им прочитали прекрасную лекцию про развитие бизнеса», но те ничего в ней не поняли, потому что лекция была рассчитана на взрослых.

В дискуссии, организованной «Деловой Россией» на КЭФ, также приняли участие начальник проектного офиса Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора Ольга Брусянина, редактор Стратегии 2035 Центра стратегических разработок Василий Буров, замдиректора ФГБУ «Роспредприниматель» Дмитрий Герасимов, ректор Норильского государственного индустриального института Дмитрий Дубров и гендиректор сервиса Telefacer.com Глеб Тертычный.

Смотреть все фотографии

Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Партнёры