RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » «Деловая Россия» провела на КЭФ сессию по подготовке будущих предпринимателей

«Деловая Россия» провела на КЭФ сессию по подготовке будущих предпринимателей 12 апреля 2018

В первый день Красноярского экономического форума (КЭФ) «Деловая Россия» провела сессию «Новая волна предпринимателей: какими предпринимателями будут нынешние школьники и студенты». От бизнес-объединения в дискуссии приняли участие член координационного совета, председатель комитета по профессиональному образованию и подготовке кадров Александр Рудик и его заместитель в комитете, основатель компании «Профессиональное электронное образование» Александр Молчанов.

По данным опроса компании Online Market Intelligence, 33% россиян в возрасте от 18 до 54 лет заработали первые деньги в возрасте до 14 лет, а 43% – в старших классах. Нынешние школьники и студенты станут строителями новой экономики. То, какой она будет, во многом зависит от их потенциала. Решение сложных задач в условиях ограниченных ресурсов и неопределённости, работа в территориально разобщённых командах, умение«продавать» не столько сам продукт, сколько его полезность и потенциал, стратегическое видение и визионерство – эти навыки станут ключевыми для нынешней молодёжи. Участники сессии решали, какие меры помогут реализовать предпринимательские инициативы молодого поколения, как подготовить молодого бизнесмена и какие формы поддержки наиболее эффективны. Эксперты обсудили, могут ли получить эти навыки нынешние школьники и студенты, с какого возраста нужно начинать обучение. Модерировала сессию член правления Ассоциации профессиональных участников сферы развития человеческого капитала Юлия Селюкова.

В начале своего выступления Александр Рудик предупредил, что термин «предпринимательство» он понимает в более широком смысле, чем просто «занятие бизнесом». По его словам, это готовность предпринимать, делать выбор и нести за него ответственность, рисковать, владеть методом «4К» (Коммуникация, Креативность, Критическое мышление, Командная работа). По мнению делоросса, предпринимателями в таком смысле должны быть не 10-15%, как в случае с бизнесменами, а как минимум половина населения страны. Но, конечно, не все, сделал он оговорку: в работе оператора атомной станции креативность и готовность идти на риск противопоказана.

И всё же большинству российской молодёжи эти навыки будут нужны. «В таких компаниях, как Google, ты не можешь продвинуться, не будучи хотя бы немного предпринимателем, – пояснил Рудик. – Все компании становятся креативными, а на фабриках рано или поздно будут работать роботы. Основная масса людей станет фрилансерами, и они тоже должны иметь предпринимательские навыки, это диктуется жизнью. Поэтому мы не только можем, мы должны обучать таким навыкам».

Такое образование должно начинаться со школы, но нынешняя школа не в состоянии его дать, считает Александр Рудик. Во-первых, нет соответствующих кадров. Более того, современные учителя жёстко пресекают любую инициативу, любое отступление в сторону. Во-вторых, отсутствует мода на предпринимательские навыки, а у детей нет мотивации идти в бизнес. Отчасти – причина в родителях, объясняет делоросс: «Когда они идут на работу, они каждый день видят тётю Глашу, торгующую в палатке пивом. Других примеров предпринимательства у них нет. До Стива Джобса, Илона Маска или Павла Дурова далеко, а тётю Глашу они видят каждый день. И, конечно, они не желают такого будущего своему ребёнку».

Очень хорошая идея – устраивать встречи успешных предпринимателей со школьниками, убеждён член координационного совета «Деловой России». На них дети знакомятся с более удачными примерами предпринимательства, они могут «пощупать» реальных предпринимателей, задать им любые вопросы. Но и тут зачастую приходится сталкиваться с противодействием со стороны директоров школ, посетовал делоросс: «Очень многие люди в нашей стране заражены вирусом “как бы чего не вышло”. Поэтому иногда директора говорят: “А вдруг вы деньги украли? Принесите справку из милиции, что не украли. И из психоневрологического диспансера заодно, что вы не кидаетесь на детей”. Первая реакция у директоров – защитная: не как помочь детям определиться с профессией, а как бы чего не вышло».

Для современной молодёжи деньги – второстепенны, для них важнее самореализация и признание в глазах общества, констатировал Александр Рудик, и этими «поколенческими особенностями» надо пользоваться. Большой мотивационный эффект имеют различные конкурсы и чемпионаты, сказал он. В частности, «Деловая Россия» поддерживает Enactus – международную программу студенческих предпринимательских проектов, в которой принимают участие около 1700 университетов из 36 стран мира, в том числе из России. Победители национального чемпионата будут представлять страну на мировой арене. «Я общался с некоторыми ребятами, которые готовятся защитить свой проект на российском чемпионате. На вопрос, что им нужно, чтобы двигаться дальше, они не отвечают: деньги. Чаще всего им нужны наставники, менторы, нетворк. Есть смысл развивать и поддерживать этот конкурс», – добавил делоросс. В заключение своего выступления он ещё раз призвал предпринимателей думать о будущем и «идти в школы». «Надо с таких маленьких шагов. Всё в наших руках», – заключил он.

Заместитель Александра Рудика в комитете «Деловой России» по профобразованию и подготовке кадров Александр Молчанов также посетовал, что современная школа – «не про свободу выбора», который является основой предпринимательства. «У ученика выбора нет никакого», – сожалеет он.

Первый предпринимательский опыт многие дети сейчас получают в 5-6 классе благодаря компьютерным играм вроде Minecraft и World of Tanks, сообщил Молчанов. Сначала игроки «прокачивают» свой профиль, а потом продают отдельные предметы или навыки своих персонажей, пояснил он. Это и есть первый предпринимательский опыт, и поддержки со стороны образования в этом нет никакой, подчеркнул делоросс.

Россия пока не нашла, как встроить предпринимательство в вузах и школах. Чтобы учить ему, надо многое поменять в самих подходах к образованию вплоть до отмены классно-урочной системы. «Тогда не будут уходить их университетов стивы джобсы и марки цукерберги», – уверен Молчанов.

Для воспитания предпринимательского духа смолоду не хватает ни законодательной базы, ни институциональной среды. Если дети создают предпринимательский проект, возникает множество вопросов: как им платить налоги, привлекать инвесторов и т.д. «Нужна экосистема, чтобы развивать подобные проекты», – указал делоросс.

Замглавы профильного комитета «Деловой России» также обратил внимание на то, что детей можно «заразить» предпринимательством, только если говорить с ними на одном языке. Александр Молчанов привёл реальный пример из реализации одного проекта популяризации предпринимательства среди детей: школьники 10-11 классов пришли в одну известную сеть пиццерий, «им прочитали прекрасную лекцию про развитие бизнеса», но те ничего в ней не поняли, потому что лекция была рассчитана на взрослых.

В дискуссии, организованной «Деловой Россией» на КЭФ, также приняли участие начальник проектного офиса Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора Ольга Брусянина, редактор Стратегии 2035 Центра стратегических разработок Василий Буров, замдиректора ФГБУ «Роспредприниматель» Дмитрий Герасимов, ректор Норильского государственного индустриального института Дмитрий Дубров и гендиректор сервиса Telefacer.com Глеб Тертычный.

Смотреть все фотографии

Владимир Путин: «Ситуация на рынке труда своеобразно себя ведет»
Владимир Путин провел совещание о состоянии рынка труда. На нем президент призвал не ждать, пока ситуация в экономике наладится сама собой
Стоит ли сейчас покупать квартиру или еще подождать? Мнения экспертов
Отели Москвы готовятся работать в условиях снятия ограничений по COVID
«Появятся прямые выплаты гражданам»: эксперты оценили план спасения экономики
Минстрой прогнозирует стабилизацию ввода жилья в 2020 году
Глава ведомства Владимир Якушев назвал ожидаемым падение ввода жилья в апреле-мае текущего года
Потребительский кризис ударил по России больнее, чем по КНР и США
Даже после снятия ограничений покупатели не наверстают спрос до конца года
Сбербанк становится продуктовым магазином
Сервис оптовых закупок «на полке», запущенный Сбербанком в 2018 году, стал доступен для физических лиц.
Партнёры