RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » «Деловая Россия» провела первый Всероссийский форум по вендингу

«Деловая Россия» провела первый Всероссийский форум по вендингу 18 ноября 2015

18 ноября в «Деловой России» прошел первый Всероссийский форум по вендингу. Это уникальный дискуссионный проект, инициированный отраслевым отделением «Деловой России» по торговым автоматам (вендингу). Модератором пленарной дискуссии выступил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Вендинг сегодня – это успешная и динамично развивающаяся сфера бизнеса, основанная на торговых автоматах и автоматизированных продажах без участия человека. Данный вид предпринимательства считается одним из самых рентабельных за счет простоты системы при небольших первоначальных вложениях и свежести бизнес-идеи. В работе форума приняли участие представители профильных министерств и ведомств, руководители ведущих компаний отрасли и приглашенные эксперты.

«Вендинговая деятельность – одна из самых передовых. Что можно отнести к передовым индустриям - например, очень безлюдные технологии: грузоперевозки без каких-либо дополнительных вмешательств оператора, когда груз загружают в начальной точке, а далее в ход идут уже различные перевозки (по железной дороге, авиаперевозки, в том числе, с участием дронов). В вендинге мы видим схожий подход, который в рамках национальной технологической инициативы используется как критерий самых передовых наших отраслей, которые может быть еще и не стали рынками. В отличие от них вендинг – это уже сложившийся рынок», - считает Антон Данилов-Данильян. По данным Минэкономразвития, российский рынок вендинга в прошлом году в денежном выражении составил 1,2 млрд долл. (около 1% всех розничных продаж). Для сравнения, в Японии около 70% товаров продаётся через торговые автоматы. В Европе и США один автомат приходится в среднем на 20 человек, в то время как в России, по самым оптимистичным подсчетам, — на 1 тыс.

Повестка форума включала большой спектр вопросов, связанных с эффективным взаимодействием бизнеса и власти в сфере вендинговой деятельности в России, обсуждение регулирования этой отрасли и составление предложений для органов власти и надзорных ведомств. Среди тем форума – налогообложение в вендинговой индустрии, необходимость применения контрольно-кассовой техники (выдачи чеков), санитарно-технические требования к перевозке и хранению продукции, требования к обслуживающему персоналу, требования к наличию и содержанию информации на торговых автоматах, необходимой для предоставления потребителю, и другие вопросы регулирования отрасли.

По прогнозу экспертов, к 2020 году российский рынок вендинга может увеличиться до 2 млрд долл. «Естественно, у вендинговых идей в России есть еще громадный потенциал развития со всех точек зрения. Там, где есть новая деятельность, где она развивается, зачастую меняя свое содержание, там возникает желание ее активно регулировать. А там, где такое желание возникает у одного ведомства, появляются желающие и из других министерств, агентств и служб. Чем богаче становится та или иная отрасль, тем больше внимания она приковывает. Та вольница, которая способствовала бурному развитию, начинает сталкиваться с многочисленными барьерами для дальнейшего прогресса», - отметил сопредседатель России Антон Данилов-Данильян. Меняется диспозиция на рынке, все это крайне негативно сказывается на инвестклимате и, есстественно, «Деловая Россия», выступающая за честную конкуренцию, никогда не стояла и не будет стоять в стороне от подобных процессов и будет противодействовать злоупотреблениям, добавил он.

«Задача нашей дискуссии – обсуждение правовых устоев, того фундамента, на котором зиждется наш бизнес. Мы с вами прекрасно знаем, что здесь есть ниши и нерешенные вопросы. Когда мы стали смотреть на эту проблему, первое, что мы поняли: у нас отсутствует общепринятый (в том числе на законодательном уровне) понятийный аппарат», - посетовал глава отраслевого отделения «Деловой России» по торговым автоматам (вендингу) Серго Григорян. По его словам, даже в Европе нет четкого разделения того, что относить к торговым автоматам, а что нет. Например, многие в своих подсчетах относят к торговым автоматам и настольные кофе-машины, которые бесплатно поставляются в компании, а их операторы зарабатывают на продаже ингредиентов и комплектующих. Как рассказал Серго Григорян, в настоящее время вендинговая отрасль регулируется по принципу лоскутного одеяла: ГК РФ, закон «О защите прав потребителей» Налоговый кодекс, приказы Роспотребнадзора, санитарные правила, ФЗ «О техническом регулировании», Национальный стандарт РФ, постановления правительства, ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…» и т.д. Одна из проблем, к примеру, – традиционные фискальные аппараты практически невозможно интегрировать в существующие вендинговые машины.

Замначальника управления санитарного надзора Роспотребнадзора Геннадий Иванов отметил, что тесный диалог с предпринимательским сообществом позволил его службе сократить количество проверок предприятий торговли розничной продукции в 45 раз по сравнению с 2008 годом, а предприятий общественного питания – в 35 раз. «Вендинговая деятельность не попадает у нас в объекты какого-то особого риска с точки зрения надзора, и поэтому со стороны проверок Роспотребнадзора вряд ли что-то измениться. Возможно, даже мы станем реже посещать предприятия этого сектора», - отметил он. Антон Данилов- Данильян предложил создать специальную рабочую группу с представителями Роспотребнадзора, которая на постоянной основе занималась бы разрешением наиболее острых вопросов.

Заместитель директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Кирилл Емельянов рассказал о ряде инструментов поддержки вендинговой деятельности в рамках механизма стимулирования развития МСП. По его словам, в 2015 году в целом на эти цели было выделено около 18,5 млрд руб. Из них наиболее подходящими для вендинга инструментами поддержки (около 60% всей суммы, или 12 млрд руб.) является следующие: это поддержка лизинга, создание микрофинансовых организаций и гарантийных фондов, поддержка муниципальных программ по поддержке МСП через гранты, лизинг и субсидирование закупок оборудования. Представитель Минэкономразвития призвал участников лендингового рынка включаться в эти механизмы поддержки МСП. «Вендинг – достаточно новое и молодое направление по сравнению с другими форматами торговле. Соответственно и регулирование здесь достаточно молодое, проблемы возникают и поэтапно ставятся на повестку дня», - рассказал он.

Участники первого Всероссийского форума по вендингу получили самую актуальную информацию о состоянии вендингового рынка, практические рекомендации о том, как наиболее эффективно развивать бизнес в российских экономических реалиях, с учетом российского менталитета, а также начали разработку предложений для внесения изменений в законодательство о вендинговой деятельности. Это позволит сформулировать единую позицию по оптимальному развитию этой отрасли в России и выработать инициативу по устранению пробелов в регулирующем законодательстве.

СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТОГРАФИИ

К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Лизинг становится частью экосистем крупных банков
Зачем кредитным организациям лизинг и что они могут предложить рынку
Драйвер российской экономики оказался слишком грязным
Добыча полезных ископаемых лидирует по выбросам и отходам
Партнёры