RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Диктовать волю тысячам предпринимателей невозможно

Диктовать волю тысячам предпринимателей невозможно 01 июля 2008

Интервью председателя «Деловой России» Бориса Титова газете «Время новостей»

«Время новостей»

«Диктовать волю тысячам предпринимателей невозможно»

«Новая метла по-новому метет» — любая смена власти, пусть даже проходящая по принципу «преемственности» основных задач и целей, для бизнеса потенциально «стрессоопасна». Чего ожидает сегодня бизнес от власти, каким ему видится сотрудничество с государством и будут ли в ближайшее время меняться «правила игры», обозревателю «Времени новостей» Ирине СКЛЯРОВОЙ накануне IV ежегодного Конгресса национального бизнеса рассказал председатель общественного объединения «Деловая Россия» Борис ТИТОВ.

— Изменились ли, на ваш взгляд, в новой властной конфигурации взаимоотношения бизнеса и государства?

— Можно сказать, эти взаимоотношения однозначно не стали хуже. Задел конструктивному диалогу предпринимательства и власти заложен ранее. Уже несколько лет действуют различные переговорные площадки: Совет по конкурентоспособности, Совет по национальным проектам, общественные советы при министерствах и ведомствах, комиссия по промышленности и транспорту. Слышала или не слышала власть, что мы предлагаем? Думаю, слышала. Не все, конечно, удается донести до власти, чему пример, скажем, половинчатые меры в налоговой политике, но о концептуальных вещах, безусловно, мы говорим на одном языке. Изменение модели развития экономики — с сырьевой на инновационную — это как раз то, о чем бизнес реального сектора экономики, малый и средний, столько лет говорил правительству. В 90-е годы правительство вообще не задавалось вопросом о том, хорошо это или плохо — нефтяная зависимость бюджета. За последние годы в результате наших усилий постепенно удалось донести до власти, что экономика не должна ориентироваться только на крупнейшие компании и добывающие отрасли, а должна базироваться на частной инициативе и конкуренции.

Раньше, в условиях выхода страны из кризиса, когда нужны были волевые и оперативные решения, можно было применять волевые и директивные методы управления. На новом этапе диктовать волю тысячам и тысячам предпринимателей, без которых немыслим качественный рост экономики, невозможно. Мы давно говорили, что необходимо переходить к политике стимулов, нацеленных на повышение производительности труда и развитие человеческого капитала. Сейчас наконец разрабатываемая правительством стратегия-2020 закрепила это.

— Ожидается ли появление новых институтов взаимодействия бизнеса и власти?

— Все ранее созданные институты взаимодействия сохраняются. Готов также к работе обновленный Совет по конкурентоспособности. Правда, к сожалению, в его составе практически нет представителей малого и среднего бизнеса. Совет по конкурентоспособности в перспективе может приобрести новый формат: на его базе мы планируем создать своего рода экономические советы по отраслям экономики, которые будут координироваться центральным штабом — самим советом.

На более тесное взаимодействие с властью мы рассчитываем в сфере противодействия коррупции. Добро уже получено на создание общественных советов при прокуратуре в регионах, которые должны стать связующим звеном между следователями и представителями бизнеса. Предприниматель должен твердо знать, что если ему придется обратиться в прокуратуру с жалобой на чиновника, вымогающего взятку, то эта жалоба не вернется к нему бумерангом из-за того, что прокурорский работник не счел нужным адекватно на нее среагировать. Проект создания советов при прокуратуре уже подержан президентом Дмитрием Медведевым.

Второе наше предложение в рамках антикоррупционной программы — создание Центра борьбы с рейдерством и коррупцией. Этим проектом заинтересовался Минюст, активно поддерживает создание подобной структуры «Единая Россия». Новый орган, о создании которого мы говорим на федеральном и региональном уровне, должен будет оперативно реагировать на конкретные факты неправомерных действий чиновников, оказывать консалтинговые услуги и содействовать процедурам досудебного разбирательства. Центр борьбы с рейдерством обязательно должен представлять собой частно-государственное партнерство. Государство должно принимать участие в его работе, в противном случае вся затея превратится в самодеятельность. Взять любую комиссию, созданную для контроля за властью по инициативе бизнеса, — если в ней не задействованы чиновники, то проку от нее не будет.

Чтобы достучаться до государства, вызвать на переговоры федеральных чиновников и местные власти, прорвать круг взаимного недоверия, которое все еще имеет место между властью и бизнесом, мы очень плотно сотрудничаем с «Единой Россией». Единороссы показали себя партнерами, умеющими держать слово и следовать договоренностям. Взять, к примеру, болезненный сегодня вопрос о реформе налога на добавленную стоимость. Несмотря на то что пункт о радикальном снижении ставки этого налога исчез из программных документов правительства на среднесрочную перспективу, «Единая Россия» по-прежнему настаивает на том, что снижение НДС необходимо.

— Какие законодательные меры, на ваш взгляд, должны быть приняты в рамках реализации национального плана борьбы с коррупцией?

— Как идею мы сейчас обсуждаем с ведомствами введение единого реестра всех административных проверок. Как мы предполагаем, на практике это должно выглядеть следующим образом. Перед каждой проверкой пожарник, налоговик, санитарный инспектор должен заявительным порядком зарегистрировать предстоящую проверку в реестре и получить на нее номер. Без регистрации и номера проверка будет считаться недействительной. Факты, полученные в ходе подобной незаконной проверки, не будут приниматься судом в качестве доказательств правонарушения, совершение которого проверяющий инкриминирует предпринимателю. Надо отметить, что прокуратура эту идею поддерживает.

Также мы считаем, что в законодательстве должна найти отражение так называемая идея презумпции согласия, вынесенная нами на обсуждение с заинтересованными ведомствами. Суть ее заключается в том, чтобы регламентировать порядок ответа чиновников на запросы граждан, будь то заявление о регистрации фирмы или заявление о возмещении НДС. В случае неполучения от госорганов предприятиями и физическими лицами ответа на запрос в установленный законом срок запрос следует считать удовлетворенным. Формально заверять вступление в силу заявления может суд: судьи должны будут решать, правильно ли оформил свой запрос предприниматель и действительно ли чиновник не ответил ему в срок. При этом неправомерный отказ от удовлетворения запроса должен рассматриваться как «препятствие предпринимательской деятельности» и преследоваться по закону в соответствии со ст. 169 гл. 22 Уголовного кодекса. Мировой опыт введения презумпции согласия в сфере взаимодействия чиновничества и граждан уже существует.

— Не слишком ли утопично будут выглядеть такие новации в сегодняшних российских реалиях?

— Постепенно многие наши предложения, которые ранее многим казались утопичными, находят свое отражение в тех законодательных инициативах, которые правительство продвигает уже от своего имени. Возьмем, к примеру, находящийся уже на рассмотрении в Государственной думе проект поправок об отнесении на затраты по налогу на прибыль сумм, потраченных работодателем на обучение или медстрахование своих сотрудников. Правительство решило, что относить на затраты можно 100% потраченных на эти цели средств, в то время как мы, ранее выступая с такой же инициативой, предлагали гораздо более скромное решение — 50%. Так что с правительством надо работать, убеждать, не бояться вновь и вновь выдвигать инициативы. Вода в конце концов камень точит.

Теги:
Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Партнёры