d
RU / EN
Главная » Регионы » Точка зрения » Дивиденды. Платить или не платить?

Дивиденды. Платить или не платить? 24 марта 2017

Генеральный директор аудиторской группы «Капитал», сопредседатель свердловского отделения «Деловой России» Ирина Екимовских рассказывает как, когда и сколько выплачивать дивидендов. Об этом лучше договориться заранее, или, как говорится, «на берегу».

Любой бизнес создается для получения прибыли. Поэтому ответ однозначный – собственники бизнеса должны ее получать! Получение прибыли учредителями – это и есть дивиденды.

Основы дивидендной политики

Какие моменты нужно учесть, чтобы достигнуть максимальной ясности для участников общества и избежать конфликтных ситуаций:

Как считать прибыль

Что для вас доходы, расходы, какие принципы (по оплате, или по начислению) вы выбираете для каждой статьи, когда и кем составляется отчет.

Какие расходы учредителей включаются в состав текущих расходов

Это может быть заработная плата учредителя, если он выполняет какую-то функцию в бизнесе, аренда офиса, квартиры, машины, предоставление оборудования и так далее.

Нужно четко определить какие траты учредителя (денежные, материальные, временные) являются операционными расходами, то есть непосредственно связанными с бизнесом. И какие – собственные расходы участника общества, а значит выплата по ним и есть форма выплаты дивидендов.

Если компания оплачивает детский сад, школу или секцию ребенка учредителя, либо покупает «типа для офиса» дорогую хрустальную люстру – это выплаченные дивиденды.

Какую часть прибыли направлять на дивиденды

Необходимо договориться о том, какой размер прибыли можно направлять на дивиденды. Это может быть какая-то формула расчета в зависимости от финансовых показателей или четкий процент. Например, можно 50% прибыли ежеквартально направлять на выплату собственникам. Все эти вопросы лучше письменно закрепить в соглашении между учредителями – дивидендной политике.

Нюансы дивидендной политики

О чем не стоит забывать при определении размера дивидендов.

Формула расчета чистой прибыли

Не надо путать чистую прибыль, и остаток денежных средств на счете. Это разные понятия!

Напомним, азбуку:

Чистая прибыль – это разница между всеми доходами и всеми расходами, включая налоги и другие платежи.

Рассчитывают чистую прибыль так:

  • Определяют все расходы на производство товара, включая затраты на сырье и материалы
  • Определяют валовой доход – это разница между выручкой и расходами на изготовление продукции
  • Определяют все обязательные платежи, включая налоговые выплаты
  • Чистая прибыль = валовой доход – обязательные платежи

Доля дивидендов в чистой прибыли

Выплата дивидендов – это сокращение оборотных средств предприятия. Необходимо понимать потребность бизнеса в оборотном капитале.

Потребность бизнеса в оборотном капитале рассчитывается исходя из финансового и операционного цикла.

Финансовый цикл – это количество дней между вашими выплатами своим поставщикам и платежами ваших клиентов.

Сравните собственные запасы с потребностью в оборотных средствах. Сделайте выводы.

Проверяйте финансовую устойчивость

Проверяйте объем собственных и заемных средств в вашем бизнесе. Чем больше заемных средств, тем менее финансово устойчивой становится модель вашего предприятия. Стабильным считается соотношение 50/50.

Не смешивайте бизнесы

Если у вас несколько предприятий, направлений, определите четко доходы и расходы каждого. На языке финансистов это называется «финансовый периметр». Все, что не относится к «периметру» является выплатами из прибыли операционного бизнеса, а, следовательно, формой дивидендов.

Партнёры