RU / EN
Главная » Регионы » Точка зрения » Доказательство необоснованной налоговой выгоды

Доказательство необоснованной налоговой выгоды 13 июня 2017

Сопредседатель свердловской «Деловой России» Ирина Екимовских, управляющий партнер аудиторской группы «Капитал» подробно разобрала суть письма ФНС России к налоговым органам

ФНС России разъяснила, как доказывать получение необоснованной налоговой выгоды.

Исключить формальный подход к налоговым проверкам

Основная тема письма ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, в котором налоговым органам поручено исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговых проверок, звучит так:

«Налогоплательщики не должны отвечать за действия своих контрагентов, если обязательства по сделке реально исполнены».

Для того, чтобы доказать получение необоснованной налоговой выгоды необходимо подтвердить:

  • факты согласованности действий налогоплательщика и подконтрольных ему контрагентов
  • нереальность операций по поставке товаров (работ, услуг).

При отсутствии доказательств подконтрольности контрагентов налоговый орган обязан доказать, что налогоплательщик недобросовестно подошел к выбору контрагента, и указать на обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении операций контрагентом (по первому звену).

Письмом ФНС России особо отмечено, что недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев сама по себе не может возлагать на налогоплательщика негативные последствия.

Судебно-арбитражная практика

Данный подход подтверждается судебно-арбитражной практикой, например, пунктом 31 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2017), утверждённого Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.02.2017, а также Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 и № 305-КГ16-14921 по делу № А40-120736/2015.

ФНС России обратило внимание, что налоговые органы должны исследовать: отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота, как производилась оценка условий сделки, риска неисполнения обязательств, деловой репутации контрагента, наличия у него производственных мощностей, персонала и так далее.

Партнёры