RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет

Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет 03 сентября 2015

Председатель отраслевого отделения «Деловой России» по авиации, председатель Совета директоров авиакомпании «Руслайн» Николай Уланов

Люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов. Но даже в успешный год выручка колеблется в пределах 1–2%

Объем авиационных перевозок на внутренних воздушных линиях растет из года в год, однако внушительная часть россиян по-прежнему не пользуются этим видом транспорта из-за стоимости авиаперевозок. Считается, что авиакомпании в погоне за прибылью задирают цены.

Стоимость авиабилета определяется прежде всего себестоимостью авиаперевозки — прямыми и косвенными затратами, необходимыми для выполнения полетов и работы компании. На стоимость авиабилета влияет и коммерческая политика компании.

В мировой практике — Россия здесь не исключение — рентабельность авиакомпаний весьма низкая. В среднем в стабильных авиакомпаниях в хороший год она колеблется в пределах 1–2%.

При этом чем меньше самолет, тем больше себестоимость пассажирского кресла. То есть самые затратные — это региональные перевозки на самолетах вместимостью 30–50 человек.

Основные статьи расходов, формирующие себестоимость авиабилета, составляет обслуживание пассажиров, багажа и воздушных судов в аэропорту — 26%. Примерно столько же тратится на авиационное топливо. Затраты на ремонт и техническое обслуживание воздушных судов, страхование и лизинг занимают 16%. Следующая статья расходов — фонд оплаты труда, он составляет примерно 10%. Половину от фонда оплаты труда занимают затраты на рекламу и административные расходы — по 5%. Столько же тратится на комиссии и сборы. Аэронавигационные сборы и метеообеспечение составляют 4%. Оставшиеся 8% приходятся на амортизацию.

Кроме того, при формировании тарифа на внутреннюю перевозку к себестоимости прибавляется НДС (с 1 июля 2015 года — 10%). Международные перевозки НДС не облагаются. Это значит, что при одинаковой себестоимости внутренней и международной авиаперевозки тариф на внутреннем рынке будет на 10% выше.

Часть вышеперечисленных расходов авиакомпаний номинирована в валюте. В случае внутренних перевозок для авиакомпаний, эксплуатирующих иностранную технику, как правило, траты в валюте приходятся на лизинговые платежи, страховку воздушного судна, его запчасти и техническое обслуживание, если оно выполняется за границей.

В среднем доля валютных платежей в общих затратах на деятельность в авиакомпаниях составляет 25–35%. Из этого следует, что увеличение курса валют по отношению к рублю в два раза увеличивает себестоимость перевозки, примерно на 12–18%.

Косвенно удорожание иностранной валюты влияет и на другие расходы. Поставщики услуг также поднимают стоимость, ссылаясь на свои выросшие валютные расходы. Рост цен у поставщиков в условиях резкого колебания курса в среднем достигает 15–20% в течение года.

На стоимость авиабилетов оказывают влияние еще два дополнительных фактора: конкуренция и платежеспособный спрос населения. На линиях с большим количеством перевозчиков (например, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Краснодар) авиабилеты зачастую могут продаваться ниже себестоимости ради удержания позиций компании на рынке. Убытки перекрываются увеличением маржи на других маршрутах авиаперевозчика.

При спаде экономики и снижении уровня доходов люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Разумеется, авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов, используя свои резервы, чтобы сохранить минимально необходимый уровень выручки.

По экспертным оценкам, средний рост тарифов во втором полугодии 2015 года превысит 10%. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране основная задача авиакомпаний — удержать минимально возможный уровень стоимости билета, обеспечивая себе хотя бы окупаемость.

РБК 

Теги: мнение
Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Партнёры