Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Эффективность — в упрощении налогов

Эффективность — в упрощении налогов 05 июня 2008

Интервью председателя экспертного совета «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна газете «Россия»

Эффективность — в упрощении налогов

Россия, 5 июня 2008 г.

 

Владимир Путин недавно выступил с инициативами по налоговой реформе. Председатель экспертного совета «Деловой России» и Комитета по инвестполитике ТПП РФ Антон Данилов-Данильян считает, что при высокой коррупции, существующей в стране, и взаимном недоверии бизнеса и государства, чем проще налоговая система, тем лучше. Она дает гораздо меньше возможностей для манипулирования.

 

— Антон Викторович, сейчас идет дискуссия о том, снижать или нет налог на добавленную стоимость. Владимир Путин давно настаивал на либерализации предпринимательской деятельности и упрощенной системе уплаты налогов. Реально ли сегодня снижение НДС? 

— НДС — это трудно администрируемый налог. Любой бухгалтер или финансовый менеджер подтвердит, что именно с НДС больше всего проблем, на его расчеты уходит львиная доля рабочего времени. К тому же это и самый проверяемый налог. Немудрено, что бизнес предлагает его модифицировать.

Есть и противоположная позиция — ничего не менять, потому что НДС давно функционирует в налоговой системе. К нему привыкли и бухгалтеры, и проверяющие службы. И в России, и в Европе, которая является нашим основным торговым партнером, этот налог рассчитывается одинаково.

Сторонники изменений предлагают абсолютно разные варианты: переход на прямой счет, возобновление льгот и полный отказ от них, снижение ставки НДС до 15–10 процентов. Некоторые эксперты считают, что надо создавать новые специальные налоговые режимы — типа сельхозналога для аграрной сферы, —  то есть «отраслевым» образом уходить от НДС.

 

— Алексей Кудрин, похоже, убежден, что сейчас не время снижать НДС? 

— Да, у меня сложилось мнение, что у Минфина жесткая позиция: это основной бюджетообразующий налог и его реформировать не нужно. Минфин, предлагая изменить налог на прибыль или налог на добычу полезных ископаемых (после инициативы, озвученной Владимиром Путиным), и даже единый социальный налог, не хочет трогать НДС. Видимо поэтому, несмотря на предвыборные тезисы о снижении НДС, выдвинутые Дмитрием Медведевым и поддержанные Владимиром Путиным, существенных изменений мы пока не видим. 

Но мы полагаем, что НДС надо заниматься. Существует гигантская коррупция и чудовищное недоверие между бизнесом и государством. Работает огромное количество фирм-однодневок, которые не только «отмывают» незаконно полученные доходы, но и собирают наличные средства для чиновников и разных прилепившихся к государству структур. В этих условиях чем проще налоговая система, тем лучше. Простота налоговой системы дает гораздо меньше возможностей для манипулирования и, в конечном счете, поддержки коррупции внутри налоговых органов.

Мы знаем, что такая коррупция весьма распространена и не можем закрывать глаза на то, что между бизнесменами и чиновниками образуются неформальные соглашения. Мол, ты заплати вот это, а мы тебе простим вот то. Подобные сделки — самое страшное, что может быть в нормальной рыночной экономике, когда происходит подмена власти закона властью индивидуальных отношений. Чтобы минимизировать это явление, надо упрощать налоговые законы, исключая возможность различного толкования норм, и двигаться по пути реформирования самых тяжелых налогов. А самый тяжелый налог — это НДС.

В свое время «Деловая Россия» сделала предложения по его изменению, ориентируясь на мировой опыт стран — наших основных конкурентов в сфере продукции, которая не содержит существенных ноу-хау, патентов. У них налоговое бремя по совокупности не превышает 35 процентов от добавленной стоимости. Мы сделали перерасчет всего налогового бремени для разных отраслей экономики России относительно добавленной стоимости и выяснили, что отраслей, где надо было отдавать налогов меньше, чем 40 процентов от добавленной стоимости, практически не существует!

Вывод таков: наряду с упрощением надо обеспечивать и снижение налогового бремени. Было сделано следующее предложение: не трогать налог на прибыль в 24 процента. На единицу снизить подоходный налог, установить ставку для единого социального налога в 12 процентов вместо нынешних ставок от 2 до 26 процентов в зависимости от обеспеченности человека и его текущих доходов, — и установить НДС на уровне 12 процентов. Нетрудно подсчитать, что совокупное бремя на добавленную стоимость окажется около 36 процентов, что будет сопоставимо со странами-конкурентами.

 

— Владимир Путин предложил снизить налог на добычу полезных ископаемых и предоставить налоговые льготы добывающим предприятиям. Необходимо ли это снижение? 

— Курс на уменьшение НДПИ вызвал ажиотажно-положительную реакцию фондового рынка.

Но для среднего и малого бизнеса подобное воодушевление отнюдь не естественно. Если мы посмотрим на соотношение рентабельности в разных секторах российской экономики, то увидим, что отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и следующей их продажей, — самые прибыльные и рентабельные. А сектора в перерабатывающей промышленности, работающие на внутренней рынок, малорентабельны. Вывод: несмотря на то, что увеличивается мировая цена на нефть и большая часть доходов в качестве дополнения достается государству, добывающие сектора все равно имеют и будут иметь высокую доходность и необходимый ресурс для развития.

В последнее время в РФ начинает налаживаться система развития бизнеса не за счет собственных средств, а за счет проектного финансирования и иных видов рыночных заимствований. Готовятся инвестиционные проекты и бизнес-планы, которые затем проходят процедуру детальнейшего рассмотрения у инвесторов и кредиторов. То есть упор делается не на наличие собственных средств, а на капитализацию, высокий уровень которой обеспечивает привлечение средств третьих лиц для освоения новых месторождений. Поэтому предложение о снижении НДПИ полезно. Однако многие эксперты считают, что снижение НДПИ сегодня не главное, надо снижать нагрузку на все отрасли, особенно несырьевые, причем за счет других налогов — таких как НДС и ЕСН.

 

— Инициативы по налогообложению касаются и физических лиц. Как вы оцениваете предложения по освобождению от налогов процентов, выплачиваемых по ипотечным кредитам? 

— Инициативы руководства страны, связанные с налогами на прибыль и доходы физических лиц, несравнимо более адекватны текущим задачам государства. Это предложения, связанные с уменьшением налогооблагаемой базы компаний и граждан за счет затрат на медицинские, образовательные и иные цели. Если предприятия будут больше расходовать средств на эти сферы, мы не потеряем наш кадровый потенциал.

С другой стороны, я не слышал и не верю в реализацию инициатив по поддержке рынка подержанных иномарок. Нам в первую очередь надо поддерживать наши собственные автозаводы и поощрять сборку иномарок на территории России, если в полной мере не можем делать конкурентоспособные отечественные модели.

Что касается ипотеки, то это палка о двух концах. В условиях монополизации строительного рынка, трудностей с получением земель под застройку и разрешений на прокладку инженерных сетей, невозможно обеспечить стимулы для снижения цен на жилье. Квартиры сейчас зачастую покупаются в инвестиционных целях, потому что у людей нет доверия к скупой на высокие депозитные ставки банковской системе. Хозяева часто даже не сдают их в аренду, и квартиры просто простаивают, что в этой ситуации лишь искусственно увеличивает спрос. В принципе ипотека — вещь очень хорошая, но при условии сильной антимонопольной политики и значительной конкуренции. Кстати, на Западе широко распространен социальный найм, у нас же по-прежнему считается, что надо иметь собственное жилье.

 

— Каков, на ваш взгляд, идеальный механизм уплаты налогов простым гражданином? 

— Декларацию подавать надо, и пусть налогами на доходы физических лиц и ЕСН распоряжается не работодатель, а сам человек. Такой принцип работает и во многих развитых странах. Пусть гражданин сам осознает, сколько он должен платить налогов по закону, и выбирает, на что ему надо потратить свои деньги, чтобы получить те или иные налоговые преференции. Люди должны в полной мере ощущать налоговое бремя — без посредников в виде предприятий, являющихся их налоговыми агентами. Только тогда и в России начнет формироваться по-настоящему активная гражданская позиция у людей. А это цель любой страны, желающей на деле демонстрировать современные стандарты демократии.

Теги:
РЭЦ и деловые общественные объединения создают координационный совет по поддержке экспорта
Подписание соглашения о создании совета состоится 27 октября в рамках онлайн-конференции «Объединяя усилия, слыша каждый голос» в ТАСС
Агрегаторы просят думу рассмотреть предложенные ими поправки к законопроекту о такси
По их мнению, некоторые положения законопроекта имеют однозначно ограничительный характер и не отвечают рыночным принципам экономики
Частно, конкретно. Рекламу в почтовых ящиках предложили запретить
В «Деловой России» предложили увеличить расходы на нацпроект мсп до 70-80 млрд рублей
Организация предложила также увеличить субсидии микрофинансовым организация до 3 млрд рублей
«Деловая Россия» предложила создать в регионах типовые модели проектов для МСП
Организация также предложила поддержать малый и средний бизнес, работающий на новых рынках
Мало бизнесу. Представителей малого бизнеса не устроила господдержка
Роще надо быть: ущерб от незаконных вырубок вырос до 9,4 млрд
Партнёры