RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Эффективность — в упрощении налогов

Эффективность — в упрощении налогов 05 июня 2008

Интервью председателя экспертного совета «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна газете «Россия»

Эффективность — в упрощении налогов

Россия, 5 июня 2008 г.

 

Владимир Путин недавно выступил с инициативами по налоговой реформе. Председатель экспертного совета «Деловой России» и Комитета по инвестполитике ТПП РФ Антон Данилов-Данильян считает, что при высокой коррупции, существующей в стране, и взаимном недоверии бизнеса и государства, чем проще налоговая система, тем лучше. Она дает гораздо меньше возможностей для манипулирования.

 

— Антон Викторович, сейчас идет дискуссия о том, снижать или нет налог на добавленную стоимость. Владимир Путин давно настаивал на либерализации предпринимательской деятельности и упрощенной системе уплаты налогов. Реально ли сегодня снижение НДС? 

— НДС — это трудно администрируемый налог. Любой бухгалтер или финансовый менеджер подтвердит, что именно с НДС больше всего проблем, на его расчеты уходит львиная доля рабочего времени. К тому же это и самый проверяемый налог. Немудрено, что бизнес предлагает его модифицировать.

Есть и противоположная позиция — ничего не менять, потому что НДС давно функционирует в налоговой системе. К нему привыкли и бухгалтеры, и проверяющие службы. И в России, и в Европе, которая является нашим основным торговым партнером, этот налог рассчитывается одинаково.

Сторонники изменений предлагают абсолютно разные варианты: переход на прямой счет, возобновление льгот и полный отказ от них, снижение ставки НДС до 15–10 процентов. Некоторые эксперты считают, что надо создавать новые специальные налоговые режимы — типа сельхозналога для аграрной сферы, —  то есть «отраслевым» образом уходить от НДС.

 

— Алексей Кудрин, похоже, убежден, что сейчас не время снижать НДС? 

— Да, у меня сложилось мнение, что у Минфина жесткая позиция: это основной бюджетообразующий налог и его реформировать не нужно. Минфин, предлагая изменить налог на прибыль или налог на добычу полезных ископаемых (после инициативы, озвученной Владимиром Путиным), и даже единый социальный налог, не хочет трогать НДС. Видимо поэтому, несмотря на предвыборные тезисы о снижении НДС, выдвинутые Дмитрием Медведевым и поддержанные Владимиром Путиным, существенных изменений мы пока не видим. 

Но мы полагаем, что НДС надо заниматься. Существует гигантская коррупция и чудовищное недоверие между бизнесом и государством. Работает огромное количество фирм-однодневок, которые не только «отмывают» незаконно полученные доходы, но и собирают наличные средства для чиновников и разных прилепившихся к государству структур. В этих условиях чем проще налоговая система, тем лучше. Простота налоговой системы дает гораздо меньше возможностей для манипулирования и, в конечном счете, поддержки коррупции внутри налоговых органов.

Мы знаем, что такая коррупция весьма распространена и не можем закрывать глаза на то, что между бизнесменами и чиновниками образуются неформальные соглашения. Мол, ты заплати вот это, а мы тебе простим вот то. Подобные сделки — самое страшное, что может быть в нормальной рыночной экономике, когда происходит подмена власти закона властью индивидуальных отношений. Чтобы минимизировать это явление, надо упрощать налоговые законы, исключая возможность различного толкования норм, и двигаться по пути реформирования самых тяжелых налогов. А самый тяжелый налог — это НДС.

В свое время «Деловая Россия» сделала предложения по его изменению, ориентируясь на мировой опыт стран — наших основных конкурентов в сфере продукции, которая не содержит существенных ноу-хау, патентов. У них налоговое бремя по совокупности не превышает 35 процентов от добавленной стоимости. Мы сделали перерасчет всего налогового бремени для разных отраслей экономики России относительно добавленной стоимости и выяснили, что отраслей, где надо было отдавать налогов меньше, чем 40 процентов от добавленной стоимости, практически не существует!

Вывод таков: наряду с упрощением надо обеспечивать и снижение налогового бремени. Было сделано следующее предложение: не трогать налог на прибыль в 24 процента. На единицу снизить подоходный налог, установить ставку для единого социального налога в 12 процентов вместо нынешних ставок от 2 до 26 процентов в зависимости от обеспеченности человека и его текущих доходов, — и установить НДС на уровне 12 процентов. Нетрудно подсчитать, что совокупное бремя на добавленную стоимость окажется около 36 процентов, что будет сопоставимо со странами-конкурентами.

 

— Владимир Путин предложил снизить налог на добычу полезных ископаемых и предоставить налоговые льготы добывающим предприятиям. Необходимо ли это снижение? 

— Курс на уменьшение НДПИ вызвал ажиотажно-положительную реакцию фондового рынка.

Но для среднего и малого бизнеса подобное воодушевление отнюдь не естественно. Если мы посмотрим на соотношение рентабельности в разных секторах российской экономики, то увидим, что отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и следующей их продажей, — самые прибыльные и рентабельные. А сектора в перерабатывающей промышленности, работающие на внутренней рынок, малорентабельны. Вывод: несмотря на то, что увеличивается мировая цена на нефть и большая часть доходов в качестве дополнения достается государству, добывающие сектора все равно имеют и будут иметь высокую доходность и необходимый ресурс для развития.

В последнее время в РФ начинает налаживаться система развития бизнеса не за счет собственных средств, а за счет проектного финансирования и иных видов рыночных заимствований. Готовятся инвестиционные проекты и бизнес-планы, которые затем проходят процедуру детальнейшего рассмотрения у инвесторов и кредиторов. То есть упор делается не на наличие собственных средств, а на капитализацию, высокий уровень которой обеспечивает привлечение средств третьих лиц для освоения новых месторождений. Поэтому предложение о снижении НДПИ полезно. Однако многие эксперты считают, что снижение НДПИ сегодня не главное, надо снижать нагрузку на все отрасли, особенно несырьевые, причем за счет других налогов — таких как НДС и ЕСН.

 

— Инициативы по налогообложению касаются и физических лиц. Как вы оцениваете предложения по освобождению от налогов процентов, выплачиваемых по ипотечным кредитам? 

— Инициативы руководства страны, связанные с налогами на прибыль и доходы физических лиц, несравнимо более адекватны текущим задачам государства. Это предложения, связанные с уменьшением налогооблагаемой базы компаний и граждан за счет затрат на медицинские, образовательные и иные цели. Если предприятия будут больше расходовать средств на эти сферы, мы не потеряем наш кадровый потенциал.

С другой стороны, я не слышал и не верю в реализацию инициатив по поддержке рынка подержанных иномарок. Нам в первую очередь надо поддерживать наши собственные автозаводы и поощрять сборку иномарок на территории России, если в полной мере не можем делать конкурентоспособные отечественные модели.

Что касается ипотеки, то это палка о двух концах. В условиях монополизации строительного рынка, трудностей с получением земель под застройку и разрешений на прокладку инженерных сетей, невозможно обеспечить стимулы для снижения цен на жилье. Квартиры сейчас зачастую покупаются в инвестиционных целях, потому что у людей нет доверия к скупой на высокие депозитные ставки банковской системе. Хозяева часто даже не сдают их в аренду, и квартиры просто простаивают, что в этой ситуации лишь искусственно увеличивает спрос. В принципе ипотека — вещь очень хорошая, но при условии сильной антимонопольной политики и значительной конкуренции. Кстати, на Западе широко распространен социальный найм, у нас же по-прежнему считается, что надо иметь собственное жилье.

 

— Каков, на ваш взгляд, идеальный механизм уплаты налогов простым гражданином? 

— Декларацию подавать надо, и пусть налогами на доходы физических лиц и ЕСН распоряжается не работодатель, а сам человек. Такой принцип работает и во многих развитых странах. Пусть гражданин сам осознает, сколько он должен платить налогов по закону, и выбирает, на что ему надо потратить свои деньги, чтобы получить те или иные налоговые преференции. Люди должны в полной мере ощущать налоговое бремя — без посредников в виде предприятий, являющихся их налоговыми агентами. Только тогда и в России начнет формироваться по-настоящему активная гражданская позиция у людей. А это цель любой страны, желающей на деле демонстрировать современные стандарты демократии.

Теги:
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Лизинг становится частью экосистем крупных банков
Зачем кредитным организациям лизинг и что они могут предложить рынку
Драйвер российской экономики оказался слишком грязным
Добыча полезных ископаемых лидирует по выбросам и отходам
Партнёры