RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Экспертный совет по контрактным отношениям при Минэкономразвития не поддержал проект отбора ЭТП по 223-ФЗ

Экспертный совет по контрактным отношениям при Минэкономразвития не поддержал проект отбора ЭТП по 223-ФЗ 23 апреля 2015

22 апреля на площадке «Деловой России» прошло очередное заседание Экспертного совета по контрактным отношениям при Минэкономразвития. Одним из главных пунктов повестки был проект отбора электронных торговых площадок (ЭТП) для проведения торгов в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223.

Модерировал мероприятие председатель совета, сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. В заседании также приняли участие замглавы Минэкономразвития Евгений Елин, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов, руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта, а также эксперты совета, члены общественных организаций, представители антикоррупционных организаций и вузов, заказчики, представители бизнес-сообщества, гражданские активисты.

Антон Данилов-Данильян заявил о необходимости «перезагрузки» работы Экспертного совета, придания ему большего веса в принятии влияющих на отрасль решений. Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития, по мнению председателя совета, при разработке нормативно-правовых актов и выработке важнейших решений по регулированию закупочной деятельности практически не советуется с экспертами в области закупок. 

«Мало просто рассылать по членам Экспертного совета какие-то предложения в области государственных и корпоративных закупок, – сказал он. – Очень важно вырабатывать коллективные решения на заседании самого совета. Это положение есть и в приказе министра о создании совета, и очень хорошо понимается нами. К сожалению, почти все нормативные акты в сфере закупок принимаются кулуарно без участия членов совета. Между тем, именно в спорах рождается истина, важнейший компромисс, который мы потом будем транслировать всему обществу».

Антон Данилов-Данильян напомнил, что члены Экспертного совета – это крупные специалисты, лидеры общественного мнения по своим направлениям. «Надо вести с ними разговор, не надо прятаться, – призвал он представителей Минэкономразвития. – Иначе результатом работы министерства будет выход некоего решения, которое с членами совета не обсуждалось и зачастую расходится с представлениями экспертов в области закупок, аргументы не ясны, пояснительные записки либо не всегда доступны, либо куцые. Всё это порождает напряжение, абсолютно не нужное ни департаменту, ни министерству в целом». По словам главы Экспертного совета, на 10 марта насчитывалось 10 важнейших  нормативных актов, которые вообще не обсуждались с советом, – один закон и девять постановлений правительства. Необходимо все проекты нормативных актов в сфере закупок выносить на публичное обсуждение совета». 

«Мы действительно считаем, что необходима некоторая «перезагрузка» либо активизация экспертного совета, – согласился замглавы Минэкономразвития Евгений Елин. – В последнее время мы наблюдаем целый ряд тенденций, которые не могут нас не настораживать. Более того, появились новые факторы, которые сейчас начали достаточно серьёзно влиять на всю нашу деятельность».

Участники заседания рассмотрели инициативы министерства по отбору операторов электронных площадок для проведения торгов в соответствии с 223-ФЗ. Практически все эксперты посчитали такой административный отбор нецелесообразным, нарушающим принципы здоровой конкуренции и предложили ввести вместо него принципы рыночного саморегулирования и деятельности на основе единых установленных государством требований без ограничения количества участников ещё достаточно молодого рынка ЭТП.

Множество вопросов у экспертов вызвал и проект Минэкономразивития по отбору ЭТП в соответствии с 44-ФЗ. «Ведомство пошло по пути отбора специализированной организации, которая должна будет принять решения, какие из площадок будут вправе работать (т. н. «технологический аудит». – deloros.ru), – напомнил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта. – Мы считаем, что те критерии, по которым будут отбираться площадки, непрозрачны. Они не были доведены до мнения экспертного сообщества. Создаётся опасение, что качественно отобрать площадки, которые бы учли все существующие проблемы, не получится. Такая спешка по отбору площадок нам не понятна».

Участники заседания отметили, что проект отбора ЭТП по ФЗ-44 содержит коррупциогенные нормы, допускает непрозрачный, основанный на субъективных критериях и предпочтениях отбор операторов группой чиновников без участия гражданского общества. Эксперты сошлись во мнении, что, прежде чем отбирать ЭТП, нужно написать и утвердить единые требования к ЭТП. Затем можно провести аудит существующих ЭТП и лишь после этого решать, соответствуют ли ЭТП требованиям, расширять ли список, проводить ли новый отбор. 

Справка:

Государственные закупки (44-ФЗ) и закупки госкомпаний (223-ФЗ) продолжают играть важную роль в стимулировании развития российской экономики. Повышение их эффективности невозможно без обеспечения механизмов закупок, отвечающих базовым принципам конкурентности и прозрачности.

По данным портала закупок www.zakupki.gov.ru, в 2014 году сумма опубликованных извещений по 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» составила 23,8 трлн руб.

Государство на сегодняшний день является крупнейшим заказчиком. Годовой объём закупок органов госвласти составляет более 6 трлн руб., еще более 17 трлн. – это закупки компаний с госучастием, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений. Таким образом, более 30% ВВП перераспределяется через рынок государственных закупок и корпоративного сектора – систему контрактных отношений. Эта система является главным инструментом, обеспечивающим практическое выполнение обязательств государства перед населением и мощным механизмом развития отечественного бизнеса.

В настоящее время работает пять федеральных электронных торговых площадок, уполномоченных правительством РФ на работу в рамках 44-ФЗ, а ранее – в рамках 94-ФЗ (отобраны в январе 2010 года как уполномоченные электронные площадки при проведении государственных и муниципальных закупок).

В настоящее время работает 127 электронных площадок, обеспечивающих закупки в соответствии с 223-ФЗ. Специальный отбор таких площадок не проводился, заказчики вправе в отличие от 44-ФЗ проводить процедуры закупок на любых площадках. 

Партнёры