RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » Комитет по социальной ответственности бизнеса «Деловой России» принял участие в обсуждении истории российского предпринимательства

Комитет по социальной ответственности бизнеса «Деловой России» принял участие в обсуждении истории российского предпринимательства 19 февраля 2015

19 февраля в Москве состоялся вечер на тему: «История российского предпринимательства и Герои нашего времени. Кто они?»

На вечере, прошедшем при поддержке комитета «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса и меценатству, обсуждались как хорошо известные имена в истории российского предпринимательства, так и предприниматели Новейшего времени – их жизнь и благотворительные проекты.

История российского предпринимательства раскрывает для нас истинные черты российского делового сообщества. Представители российской деловой элиты отличались предприимчивостью, смекалкой, размахом, многосторонней деятельностью в сфере меценатства и благотворительности. Делом чести российского предпринимателя было развитие территорий, продвижение научных идей, поддержка исторического и культурного наследия. Основывались заводы, строились железные дороги, открывались школы, больницы, приюты – и целые династии становились меценатами. Мы – создающие будущее России — что знаем сегодня мы о российских предпринимателях и об их деяниях? Сейчас у нас тоже есть благотворительность, тоже есть предприниматели. Все это существует. Как это было тогда, и как это сейчас? Чем нынешние благотворители отличаются от cвоих предшественников, которые прославляли Россию в прошлом? Кто они – герои нашего века? Кто сегодня формирует образ классического русского делового человека?

Расцвет русского предпринимательства пришелся на период рубежа XIX-XX веков. Бурное развитие этой эпохи было ознаменовано таким мощным импульсом, как отмена крепостного права. Примечательно, что вечер состоялся именно 19 февраля — в этот день (по старому стилю) в 1861 году был принят Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». К тому времени российское дворянство в своей массе начало беднеть и уходить на второй план, а в лидеры стали выбиваться сыновья и внуки бывших крепостных.

В результате формируется уникальный русский образ человека дела, производственника, идущий в прямом смысле «от сохи». Этот человек знаком с Россией, с русской землей не понаслышке — отсюда вся его смекалка, трудолюбие и ответственность. Именно эти качества позволили, например, Алексею Ивановичу Абрикосову не только возродить дело своего деда и отца, но и стать в середине 1870-х годов крупнейшим производителем кондитерских изделий (ныне Кондитерский концерн Бабаевский), выпускавшим 500 тонн продукции в год.

Впрочем, и пореформенные дворяне дали из своей среды примеры неимоверного подвижничества. Здесь надо, прежде всего, назвать незаслуженно забытого создателя целой сельскохозяйственной отрасли – маслосырного производства — брата знаменитого батального живописца Василия Васильевича Верещагина Николая Васильевича. Именно его стараниями первая в стране сыроварня в Тверской губернии дала жизнь сотням артелей, превратившись затем в школу молочного хозяйства. Изобретенное Верещагиным масло по «нормандскому» рецепту с характерным ореховым привкусом получило название «Парижское» и  под этим брендом завоевало множество европейских наград. Только в 1939 г. знаменитое масло было переименовано во всем известное ныне «Вологодское». При этом Верещагин все свои открытия немедленно публиковал для всеобщего использования, ведя жизнь не предпринимателя, но пропагандиста и популяризатора новой для страны отрасли. В результате Россия, еще в 1870-е годы вообще не вывозившая масло в Европу, в 1897 г. экспортировала более 500 тыс. пудов на сумму 5,5 млн. рублей, а в 1905 г. — уже 2,5 млн. пудов на сумму в 30 млн. рублей. Сам же Верещагин, чтобы расплатиться с долгами, перед смертью был вынужден заложить свое имение.

Характерно, что значительная, если не большая часть, предпринимателей второй половины XIX- начала ХХ века была из старообрядческой среды. В Москве, например, вокруг одноименных кладбищ сложилось две крупнейшие старообрядческие общины – Рогожская и Преображенская. Старообрядцы выделялись из общей массы своим глубоко истовым отношением к делу, неимоверной честностью и обязательностью. Есть мнение, что многие предприниматели-старообрядцы своим довольно неожиданным возвышением обязаны использованию по взаимному согласию капиталов своих общин, которым они, по сути, не столько владели, а управляли.

Пожалуй, самыми знаменитыми предпринимателями из среды старообрядцев были братья Рябушинские. Основатель династии Михаил Яковлевич, будучи выходцем из монастырских крестьян, в дальнейшем сознательно перешел в раскол. Его сыновья Павел и Василий вместе с отцом превратили небольшое текстильное дело в двухмиллионный капитал, который затем стараниями Павла Михайловича стал основой настоящей производственно-финансовой империи. Двадцать миллионов, доставшихся его наследникам, были вложены в развитие льняного производства, лесного хозяйства, банковского дела, металлообработку, нефтедобычу, типографского и писчебумажного дела, а также в автомобилестроение.

Крепость семейных традиций, любовь и забота о ближних пронизывали деятельность многих предпринимателей-старообрядцев. Так, на текстильной фабрике, основанной еще в самом конце XVIII века выходцем из монастырских крестьян Троице-Сергиевой Лавры Василием Ивановичем Прохоровым и его компаньоном (впоследствии отделившимся) мастером Федором Резановым на Трех горах за речкой Пресней, начиная с 1820 г. развивалось то, что позднее было названо социальным обеспечением трудящихся. На Трехгорке действовали начальные школы, вечерние классы для малолетних рабочих, воскресные школы для взрослых, библиотека, классы оркестровой музыки и церковный хор. Полностью осуществлялось социальная поддержка рабочих: выплата пенсий, медицинское обслуживание и тому подобное. Атрибутом корпоративной культуры Трехгорной мануфактуры была пропаганда здорового образа жизни, и это относилось не только к физическому, но и к нравственному здоровью работников — действовали жесткие правила, предписывающие трезвое и благородное поведение, запрещающие прогулы и сквернословие, особенно в присутствии малолетних учеников. Невыполнение этих предписаний неизбежно влекло за собой увольнение.

Многие знают в Москве Театральный музей имени А.А.Бахрушина. Основатель музея, Алексей Александрович Бахрушин, принадлежал к одной из самых уважаемых в Москве купеческих семей – их общим делом было «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры». Кроме того, семья Бахрушиных – это, можно сказать, профессиональные благотворители. В 1888 г. Бахрушины построили на Болотной площади и Софийской набережной «дом бесплатных квартир» для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек. При доме действовали два детских сада, начальное училище для детей обоего пола, мужское ремесленное училище и профессиональная школа для девочек. Там же имелись общие рабочие контакты с бесплатно предоставленными швейными машинами, бесплатная столовая. Кроме профессионального увлечения театром, Алексей Александрович Бахрушин слыл страстным коллекционером – он сам ездил на различные блошиные рынки, где можно было найти хоть немного уникального антиквариата.

Стоит отметить, что на Западе причины развития благотворительности были несколько иные, нежели в России. В России на первый план выдвигались религиозно-нравственные мотивы. На Западе ситуация была несколько иная. Помимо нравственного долга, благотворителями зачастую двигало стремление к налоговым послаблениям. Также к концу XIX века развилась так называемая «научная» филантропия, которая призывала дозировать помощь нуждающимся и преследовать ею конкретные цели и задачи. 

Что мы знаем о Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве?

Известно ли вам о существовании Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве? Скорее всего, нет. Это и не удивительно, ведь сегодня он далеко не в лучшем состоянии. Старое дореволюционное здание требует вложений, но при этом в нем сохранено главное — история. Этот музей — очень знаковое место для наших бизнесменов и общества в целом. В нем собраны доказательства истинной мощи наших предпринимателей – купцов, банкиров, промышленников.

По словам бизнес-психолога и волонтера Музея Марии Забурмах, Музей содержит огромное разнообразие примеров из истории российского предпринимательства, а многое из того, чему мы сейчас учимся по американским кейсам, давно имеет свои красивые аналоги в реалиях дореволюционного российского бизнеса. Пора признать — у нас самих есть, на кого равняться и у кого учиться. Ведь даже сам музей находится в здании, принадлежавшем купцу И.Г.Простякову, в семье которого было 23 собственных ребенка в одном браке. В этом доме Иван Григорьевич основал начальное городское училище, здесь же были поселены в специальных комнатах учителя, которым предприниматель выплачивал зарплату, закупая также для учеников всё, что было необходимо — от учебников до завтраков.

Сейчас Музей меценатов на Донской – это незаменимый инструментарий, который может задавать качество жизни сегодня и завтра. «Любить папу и маму зазывать как-то странно, а ведь Музей – это хранилище памяти об отцах-предпринимателях, моторе жизни нашего общества», — говорит Мария Забурмах. 

Деятельность комитета «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности

На сегодняшний день активным участником популяризации возрождения российских традиций меценатства и благотворительности является комитет «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности. В «Деловую Россию» входит более 3 000 предпринимателей несырьевого среднего бизнеса. Представители комитета сами являются современными героями нашего времени. Его председатель – Сергей Орлов, генеральный директор ЗАО УК «РВМ Капитал» – известный меценат, поддерживающий театральную деятельность, помогающий дому-музею Булата Окуджавы, развивающий в России тему создания домов престарелых европейского уровня.

Сегодня у нас тоже есть предприниматели и есть благотворительность. Конечно, ситуация по сравнению с тем, что было сто лет назад, изменилась. Прежде всего, прервались многие традиции. Но нам есть, с кого брать пример. Так, основатель одной из лучших школ иностранных языков ВКС-International House Михаил Бондарев является одним из крупных благотворителей фонда «Подари жизнь», а также учредителем благотворительного фонда «Шередарь», созданного для реабилитации детей, которые перенесли тяжелые недуги. Для помощи детям Михаил Бондарев пожертвовал более полумиллиарда рублей. Примечательно, что все детские реабилитационные программы фонда «Шередарь» проходят на территории усадьбы, построенной купцом Сергеем Ивановичем Зиминым неподалеку от Орехово-Зуево. Сам Михаил Бондарев считает продолжателем меценатства Зиминых Дмитрия Зимина, основателя «Билайна», учредителя фонда «Династия».

История России дает возможность совершенно по-другому взглянуть на нашу судьбу, найти в этом какие-то скрытые смыслы, возможно, нам удастся вернуться к истокам. Потеряны сами традиции предпринимательства как социально значимого дела. И, что еще грустнее, мы почти не чувствуем гордость за заслуги наших предков. Хочется верить, что именно сейчас, в переломное время, нам удастся ее вернуть…

 

Партнёры