Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Публикации » ФАС не может сойти с рельсов

ФАС не может сойти с рельсов 20 декабря 2017

Тариф ОАО РЖД снова подвергается правке

Несмотря на согласование тарифа ОАО РЖД на уровне премьера, ФАС намерена все же отказаться от надбавки в 2% к тарифу монополии на капремонт, заменив ее надбавкой к тарифу на порожний пробег вагонов. Также ФАС преждевременно поручила ОАО РЖД завести резервный парк вагонов (такую возможность Дмитрий Медведев поручил лишь рассмотреть в первом квартале) и заставить операторов раскрывать сделки с грузоотправителями. В Минтрансе считают, что предложения ФАС не могут быть поддержаны, а в отрасли замечают, что часть из них технически невыполнимы, часть - противоречат законодательству.

"Ъ" ознакомился с рядом документов о функционировании железнодорожного операторского рынка, выпущенных ФАС. 19 декабря служба опубликовала проект приказа, вместо индексации тарифа ОАО РЖД в 2% на капремонты поднимающего тариф на порожний пробег вагонов на 7,7%. Как пояснили "Ъ" в ФАС, это рассмотрит правление службы 21 декабря - в связи с ростом цен на предоставление вагонов и участившимся невы возом грузов.

Надбавка в 2% была введена на 2017 год и по итогам совещания у Дмитрия Медведева 5 декабря продлена на 2018 год, общая индексация тарифа ОАО РЖД - 5,4% (см. "Ъ" от 12 декабря). Но этим были недовольны бизнес-омбудсмен Борис Титов и глава "Русала" Владислав Соловьев, пожаловавшиеся Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву (см. "Ъ" от 15 декабря); господин Титов отдельно критиковал сохранение надбавки.

Условием получения надбавки на порожний пробег становится исполнение ОАО РЖД ряда требований, которые уже закреплены в обязывающем документе - предписании ФАС монополии по делу об антимонопольном нарушении от 15 декабря ("Ъ" видел документ). От ОАО РЖД требуют отказаться от заключения агентских договоров с 1 февраля и существенно расширить функционал электронной торговой площадки (ЭТП) компании. До 1 апреля ОАО РЖД должно начать раскрывать информацию (кроме гостайны) в режиме реального времени о доступных порожних полувагонах с указанием операторов. Источник " Ъ" в отрасли сомневается в функциональности данных: дистанционно отличить порожний вагон, годный под заказ, почти невозможно, а расходов это потребует астрономических. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров добавляет, что информация о порожних вагонах представляет ценность для зарубежных конкурентов, которые могут получить информацию об экспортных потоках российских грузоотправителей.

Также ФАС требует от ОАО РЖД к февралю обеспечить реализацию стимулов для операторов к предложению полувагонов на ЭТП "по сравнению с иными способами заявок", а к апрелю - запустить регистрацию сделок на полувагоны и согласованную с ФАС систему автоматизированного расчета ставок. Сейчас, рассказывает источник " Ъ" в отрасли, грузоотправитель на ЭТП размещает маршрут и сроки, получает анонимизированные предложения, выбирает контрагента, и автоматически оформляется заявка предельным сроком действия 45 дней. Длинные контракты, по которым большинство операторов работают с грузоотправителями, на ЭТП заключить технически невозможно. Спотовые клиенты получат приоритет в оформлении заявок и перед грузоотправителями с собственными вагонами, и перед кэптивными операторами, и перед теми, кого закон о госзакупках обязывает заключать контракты через аукцион. Рынок полувагонов клиентоориентирован, говорит другой собеседник " Ъ", и в рамках ЭТП стандартизировать услугу невозможно. Закон не обязывает раскрывать коммерческую информацию контракта, говорит источник " Ъ" в отрасли, а наличие преференций, обеспечиваемых ОАО РЖД для пользователей ЭТП, противоречит принципу равнодоступности инфраструктуры.

Также ФАС требует от ОАО РЖД до 1 апреля разработать и согласовать с ней правила работы резервного парка для покрытия дефицита. В поручении премьера говорится о том, что до 15 апреля надо лишь проанализировать "возможность, сроки и параметры создания резервного парка". Но уже с 1 июля, следует из предписания ФАС и проекта приказа, ОАО РЖД следует вывозить все предъявленные к перевозке грузы, в том числе при помощи покупки резервного парка. "По подсчетам операторов, закупка 10 тыс. полувагонов равна 2% допиндексации тарифа", - замечает один из источников " Ъ".

В Минтрансе " Ъ" пояснили, что проект приказа ФАС не соответствует перечню поручений премьера и не может быть поддержан. Результат приказа - создание дискриминационных условий для операторов, работающих по прямым договорам с грузоотправителями, говорит источник, знакомый с позицией Минтранса. "Вмешательство ФАС ограничит конкуренцию на операторском рынке", - считает один из собеседников " Ъ" в отрасли, а другой добавляет, что документ нарушает методологию самой ФАС и поручения премьера. Еще один источник " Ъ" отмечает, что из-за противоречий с нормативной базой в документах видна "легкая карательная неуклюжесть". "ФАС предлагает монополисту существенно изменить правила игры в рыночном сегменте", - говорит еще один собеседник " Ъ".

Скорлыгина Наталья, Коммерсантъ

Бизнес поддержал появление единого налогового платежа, попросив учесть технические детали
У «Опоры России», в частности, есть вопрос, связанный с обязательностью или необязательностью использования единого налогового платежа
Стратегия развития России: много или мало конкретики?
Правительство сформировало список из 125 проектов, которые войдут в стратегию развития РФ до 2030 года
Загрязнения сделают прозрачнее
Данные о количестве и составе выбросов предприятий впервые появятся в открытом доступе
Кабмин сделает обязательным досудебное обжалование решений надзорных органов
Бизнес попросил о системном регулировании рынка туристического жилья
Ростуризм предложил ввести в России обязательную классификацию гостевых домов и создать федеральный реестр таких средств размещения
ОАЭ заинтересована в сотрудничестве с РФ в медицине и сфере высоких технологий — посол
Эксперт считает, что спрос на импактные алмазы может составить 1 млрд карат в год
Эксперты опрошенные ТАСС считают, что добыча даст мировой промышленности новое сырье, которое будет востребовано в разных отраслях экономики
Партнёры