Член генсовета «Деловой России», председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнёв – о новых возможностях для развития экономики.
1 июля 2015 года Госдума приняла в третьем чтении долгожданный федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации». Планируется, что в ближайшие пару недель документ будет подписан президентом страны. Законопроект находился на рассмотрении в нижней палате парламента с 2013 года. За это время более чем в 70 субъектах РФ были приняты собственные региональные законы о государственно-частном партнёрстве (ГЧП). Запущена реализация более 600 проектов ГЧП с общим объемом инвестиций порядка 1 трлн руб.
Можно выделить следующие ключевые особенности закона:
1) закрепление на федеральном уровне единого понятия государственно-частного партнёрства;
2) возможность возникновения права частной собственности как обязательный элемент соглашения при создании новых объектов;
3) закрытый перечень объектов соглашения (из перечня исключены объекты тепло- и водоснабжения, водоотведения и отдельные элементы таких систем ввиду специального регулирования законом о концессиях, а также дороги федерального, регионального и местного значения и метрополитен);
4) проведение оценки эффективности проектов ГЧП и МЧП как обязательное условие для принятия решения о его реализации;
5) определение уполномоченных органов в сфере ГЧП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
6) возможность проведения совместных конкурсов с участием двух и более публично-правовых образований;
7) внедрение механизма частной инициативы (по аналогии с концессионным законодательством, но в более сложной форме);
8) закрепление субсидии как единственной формы предоставления бюджетных средств публичным партнером в соглашениях о ГЧП.
Новый закон вступает в силу с 1 января 2016 года. Таким образом, у нас есть полгода на то, чтобы консолидировать усилия Минэкономразвития, экспертных организаций и региональных администраций и превратить принятый закон в реально работающий инструмент. Для этого необходимо сосредоточиться на разработке соответствующих подзаконных актов. Среди первостепенных – методика оценки эффективности проекта, которая будет строиться на основании оценки финансовой эффективности от реализации проекта и достижения социально-экономического эффекта, рассчитанного с учётом целей и задач, определённых в документах стратегического развития.
Мы в «Деловой России» и Центре развития ГЧП обладаем определённым опытом по разработке такого рода документов и планируем оказывать всяческое содействие Минэкономразвития в этой работе. Грамотная методика позволит ускорить процесс принятия решений о реализации проектов и позволит оценить качество проектов на этапе их структурирования. Немало усилий сейчас необходимо направить на приведение региональной нормативной базы в соответствие с федеральной и на повышение уровня компетенций в сфере ГЧП в администрациях регионов.