Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Регионы » Уральский ФО » Свердловская область » Новости » Финансовая магия: сокращаем операционный цикл и повышаем рентабельность вложений на 10%

Финансовая магия: сокращаем операционный цикл и повышаем рентабельность вложений на 10% 13 ноября 2017

Эффективность практически любой компании можно увеличить за счет незначительных изменений в управлении активами. Как это сделать — разбираем с сопредседателем свердловского регионального отделения «Деловой России» Ириной Екимовских на конкретном примере.

— Эффективность бизнеса зависит от того, насколько высокий доход приносят собственнику деньги, вложенные в дело. Увеличить процент прибыли от вложенных средств можно двумя путями — повысив рентабельность бизнеса или уменьшив объем собственных средств, вложенных в бизнес. Проще всего сократить количество собственных денег в бизнесе за счет заемных средств. Однако, как мы помним, это способ действенный, но рискованный: неправильный расчет может привести к краху компании. Можно пойти другим путем — уменьшить величину собственного имущества в бизнесе за счет грамотного управления активами. Увеличить рентабельность капитала собственника можно даже за счет незначительного сокращения сроков дебиторской задолженности и периода хранения материалов. Разберем это на конкретном примере.

Деньги должны крутиться быстро

Управление активами — это, в первую очередь, управление операционным циклом бизнеса. Операционный цикл — это период времени (количество дней), который проходит с момента поступления сырья и материалов на склад до момента получения оплаты за реализованную продукцию (либо отгрузки, если предприятие работает по предоплате).

Этот показатель является одним из ключевых индикаторов эффективности использования капитала. Чем больше этот период, чем позднее материалы превращаются в деньги от покупателей, тем больше средств (собственных или заемных) надо вложить в бизнес.

И напротив, чем короче операционный цикл, тем большее количество раз активы могут совершить оборот за год, и тем больше прибыли мы можем заработать, так как каждый оборот активов — это формирование прибыли.

Из чего состоит операционный цикл

Операционный цикл = Период оборота материалов + Период оборота незавершенного производства (НЗП) + Период оборота готовой продукции (ГП) + Период оборота дебиторской задолженности

Как рассчитать операционный цикл

Чтобы рассчитать операционный цикл предприятия, надо рассчитать период оборота каждого актива.

Оборачиваемость материалов = себестоимость реализованной за год продукции / средние остатки материалов за год

Период оборота материалов = 365 дней (год) / оборачиваемость материалов

Оборачиваемость готовой продукции = себестоимость реализованной за год продукции / Средние остатки готовой продукции на складе

Период оборота ГП = 365 / оборачиваемость ГП

Оборачиваемость дебиторской задолженности = выручка от продаж / среднюю сумму дебиторской задолженности

Период оборота дебиторской задолженности = 365 / оборачиваемость дебиторской задолженности

Сокращай цикл, увеличивай рентабельность

Давайте посмотрим, как управление операционным циклом работает на практике, и какую выгоду можно получить из этого процесса.

Возьмем абстрактное предприятие с следующими показателями

Шаг 1. Рассчитываем текущий операционный цикл

Оборачиваемость материалов = 72 000 / 13 750 = 5

Продолжительность оборота материалов в днях = 365 / 5 = 70 дней

Оборачиваемость готовой продукции = 72 000 / 6 750 = 11

Продолжительность оборота ГП в днях = 365 / 11 = 34 дня

Оборачиваемость дебиторской задолженности = 144 000 / 11 500 = 13

Продолжительность оборота ДЗ = 365 / 13 = 29 дней

Складываем: 70+34+29. Итого наш операционный цикл составляет 133 дня. То есть, с момента поступления материалов на склад до момента получения денег от покупателя у нас проходит 133 дня.

На конец года при такой продолжительности операционного цикла у нас образовалось имущества на 87 500 тыс. руб. Стоимость имущества равна средствам, вложенным в этот бизнес.

Предположим, что структура средств у нас 50/50 (собственные и заемные ). Тогда на конец года в предприятие вложено:

Заемных средств = 43 750

Собственных средств = 43 750

При такой политике управления оборотными активами рентабельность собственного капитала составляет

ROE = чистая прибыль / собственный капитал = 11 520 / 43 750 = 26% годовых.

Шаг 2. Установим плановые значения продолжительности оборота каждого актива

Шаг 3 Определяем нормативную величину остатка для каждого актива

Период оборота = 365 / коэффициент оборачиваемости

Коэффициент оборачиваемости = выручка (себестоимость) / средний остаток актива

Тогда, получаем формулу:

Нормативный остаток актива = выручка (себестоимость) * нормативный период оборота / 365

Подставляем наши значения:

Нормативный остаток материалов = 72 000 * 65/365 = 12 822

Нормативный остаток готовой продукции = 72 000 * 30/365 = 5 918

Нормативный остаток дебиторской задолженности = 144 000 * 25/365 = 9 863

Итого, нормативное значение оборотных активов составляет 28 603

Шаг 4. Определяем нормативную потребность в капитале

Рассчитав нормативное значение оборотных средств, мы можем сказать, какое количество средств нам необходимо для бизнеса на планируемый период.

Основных средств = 50 000

Оборотных активов = 28 603

Итого активов = 78 603

Мы договорились, что структура капитала в бизнесе у нас 50/50, получаем:

Заемный капитал = 39 301

Собственный капитал = 39 301

Шаг 5 Определяем нормативное значение рентабельности капитала

Новая рентабельность капитала = 11 520 / 39 301 = 29%

В первом случае рентабельность капитала составляла 26 копеек на один вложенный рубль, во втором — 29, разница в три копейки. 3/29 = 0,10, то есть, рентабельность выросла на 10%.

Со стороны это кажется фокусом, но действительно — сократив операционный цикл всего на 11 дней, мы смогли увеличить рентабельность денег, вложенных в бизнес, на 10%. Этот эффект не требует значительных усилий: практически в любом бизнесе есть процессы, за счет оптимизации которых можно добиться весомого результата и в конечном итоге повысить эффективность бизнеса.

Теги:
Партнёры