RU / EN
Главная » Регионы » Точка зрения » Формирование офшорной зоны – ресурс развития экономики региона

Формирование офшорной зоны – ресурс развития экономики региона 17 августа 2018

Госдума в третьем чтении приняла федеральный закон о создании в стране двух офшорных зон – в Калининградской области и Приморском крае. В Приморье роль «Каймановых островов» теперь должен будет выполнять Русский остров, к которому уже традиционно приковано внимание как к центру постепенного развития деловой активности и международного экономического сотрудничества. О том, как появление оффшора в регионе повлияет на развитие экономики края РИА «Дейта» рассказал председатель приморского регионального отделения «Деловой России» Алексей Тимченко.

- Алексей Павлович, появление офшора в нашем регионе – это не случайное решение?

- Это вполне закономерное продолжение политики экономической интеграции нашей экономики в Азиатско-тихоокеанский регион. Решение достаточно очевидное – две офшорные зоны, точнее формально они называются САР – специальные административные районы, созданы на Острове Русском у нас и на острове Октябрьском в Калининградской области. И Приморье, и Калининградская область на сегодняшний день являются регионами, максимально интегрированными в Европу и Азию соответственно, поэтому не случайно, что именно здесь создаются такие территории с особыми экономическими режимами. По сути, этот шаг является вполне логичным продолжением политики повышения открытости российской экономики для зарубежных инвесторов с одной стороны, и возвращения ушедших из национальной экономики за рубеж капиталов – с другой…

- То есть резидентами офшорной зоны на Русском острове, скорее всего, будут те российские предприниматели и хозяйствующие субъекты, которые получат возможность возврата капитала из-за рубежа?

- Ну, начнем с того, что же такое собственно офшор. Буквально, в переводе с английского языка, это значит «вне берега», то есть это территория с особыми экономическими условиями, с льготным налогообложением, с упрощенной корпоративной отчетностью и так далее. Бизнес регистрирует на такой территории компанию, переносит туда капитал и оттуда ведет хозяйственную деятельность по всему миру. Известные офшорные территории – Каймановы острова, Кипр, Панама – работают именно по таким принципам, часто для резидентов предусмотрен ежегодный фиксированный налоговый сбор вне зависимости от профиля деятельности и ее масштабов. В нашем случае на сегодня известно, что, скорее всего, резиденты российских специальных административных районов не будут сами что-либо производить или оказывать услуги, а будут представлять собой управляющие компании для бизнеса, который работает на других территориях. Также планируется, что резиденты российских офшоров будут совершать без ограничений валютные операции. Кроме того, резидентами САР будут становиться исключительно иностранные компании, то есть это полноценный иностранный бизнес, а также те дочерние структуры российского бизнеса, которые были созданы за рубежом как иностранные компании. Давайте вспомним, что сопредседатель «Деловой России» и уполномоченный по правам предпринимателей при президенте страны Борис Титов весной этого года ездил в Лондон и встречался с эмигрировавшими нашими предпринимателями – и вот теперь, спустя полгода,  появился механизм возврата капитала, интересный для бизнеса, это вполне логично. Резиденты должны будут вложить определенные деньги в национальную экономику – минимум это 50 миллионов рублей, которые должны идти на покупку акций отечественных предприятий и компаний. В общем, особенностей тут много, и работа системы, конечно же, потребует определенного времени на «отладку» после ее «запуска». Вместе с тем, общий вектор понятен – это создание условий для привлечения широкого спектра иностранных инвестиций в российскую экономику, популяризация западного и восточного деловых центров страны, а также расширение возможностей контактов с иностранным бизнесом.   

- Как будет соотноситься работа нового режима с другими режимами – ТОРами, Свободным портом?

- Ну, вопрос тут больше к разработчикам законопроекта. Судя по всему, как видят эту ситуацию наши эксперты, речь идет о том, что эти системы будут дополнять друг друга, как минимум в определенной степени. ТОРы –это возможность создания на льготных условиях производственных компаний и предприятий сферы услуг, режим «порто-франко» - это трансграничная логистика через нашу территорию, Дальневосточный гектар – это возможность освоения земли, в основном для малого и среднего бизнеса. А офшоры – это возможность для притока капитала на территорию и его вливания в экономику – как минимум через вложения в активы предприятий. Поэтому власти региона должны готовиться к тому, чтобы показывать таким инвесторами перспективные отрасли экономики, и работу эту вести необходимо, естественно, совместно с бизнесом и предпринимательским сообществом. Если рассуждать о том, насколько быстро может быть «активирован»» режим особого административного района на Русском, то давайте вспомним, что и история с ТОРами, Свободным портом Владивосток и Дальневосточным гектаром – это экономическая игра «вдолгую», которая предполагает постепенное повышение эффективности функционирования подобных рыночных механизмов. Когда появились идеи ТОРов четыре года назад - вспомните, сколько было негатива и скепсиса, но ведь система работает, пусть пока и медленно. Вот и в случае с офшорами – специальными административными районами – не следует ждать моментального результата, хотя вектор этого движения правильный и логичный. Мы ожидаем, что дополнительная информация появится уже скоро, в том числе и в рамках Восточного экономического форума этого года…

- Кто, на Ваш взгляд, может стать резидентами офшорной зоны острова Русский?

- Я думаю, что это будет и иностранный бизнес, и российский, который в свое время ушел за границу. Это так называемая редомициляция – то есть переход компании из одной юрисдикцию в другую, как правило по причинам ухудшения бизнес-климата, это кстати касается не только российского бизнеса, ушедшего с капиталом за границу, но и иностранного в ряде регионов мира, где общая конъюнктура для ведения хозяйственной деятельности в силу политических либо экономических причин ухудшается. Кстати, возможность вхождения российских компаний тоже обсуждается, но по-видимому, это будет сделано все же позже, не сразу. Естественно, основная мотивация будет у тех, кто намерен работать с российскими партнерами и вкладывать деньги в российскую экономику, но с другой стороны, как и в любом офшоре, определенный процент резидентов просто зарегистрируется здесь, а хозяйственную деятельность будет вести в других регионах мира. Это тоже неплохо, поскольку будет давать как минимум известность с точки зрения экономики Дальнему Востоку и Владивостоку. Между прочим, как и во всех классических офшорах, предполагается, что информация о резидентах САР булет только у российских властей. А это значит, что это повышает защищенность российского бизнеса и наших бизнес-партнеров из других стран в условиях режимов западных санкций…

- Какие преимущества могут получить предприниматели региона от появления у нас офшорной зоны?

- Главное преимущество – это возможность привлечения иностранных инвестиций через продажу активов резидентам офшорной зоны, а также повышение возможностей контактов с иностранными партнерами и обмены информацией с ними. Полагаю, что для региона уже сегодня можно выделить несколько секторов – это агрокомплекс, логистика, услуги типа туризма и так далее – которые сегодня перспективны для вложений иностранного капитала. И работать в направлении продвижения такого бизнеса для сотрудничества с резидентами специального административного района на Русском…

Источник

Партнёры