RU / EN
Главная » Регионы » Точка зрения » Глобальное потепление к бизнесу

Глобальное потепление к бизнесу 10 августа 2017

Осенью этого года Государственная Дума РФ рассмотрит законопроект о масштабной реформе контрольно-надзорной деятельности в отношении предпринимателей. Необходимость пересмотра действующей еще с советских времен системы проверок в нашей стране обсуждалась более десяти лет, но лишь в последние несколько лет федеральные власти взялись за решение вопроса вплотную. О том, что именно должно измениться и какую роль в реформе сможет сыграть само бизнес-сообщество, нам рассказал депутат Костромской областной думы VI созыва и председатель регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Дмитрий Аббакумов.

- Дмитрий Геннадьевич, почему за реформирование контрольно-надзорной деятельности в бизнесе взялись именно сейчас?

- Эта необходимость назрела давно. Существующая система контроля и надзора предпринимательской деятельности практически не менялась полвека, еще со времен СССР. Для справки, только в 2015 году было проведено более двух миллионов проверок бизнеса, которыми занималось около 40 различных ведомств. Лишь в 15% из них были выявлены нарушения. И, тем не менее, в том же году на производстве в нашей стране погибло 80 тысяч человек. Можно констатировать, что действующая система в значительной степени основана на архаичных и неэффективных методах.

Сказать, сколько из существующих двух сотен типов и видов проверок бизнеса сейчас дублируют друг друга, не дают результата, точно нельзя. Но значительная их доля просто-напросто неэффективна и избыточна. А издержки бизнес-сообщества, от непосредственно взаимодействия с надзорными контролирующими органами, по оценкам экспертов, насчитывают более триллиона рублей - 5% ВВП страны. И наконец Правительство России обратило на эту проблему самое пристальное внимание и привлекает к разработке базового федерального закона все заинтересованные стороны.

- Какие задачи преследует реформа?

- Основных целей восемь. Во-первых, это полный переход контроля и надзора на рискоориентированный подход. Речь не идет о снятии контроля и ведении бизнеса на самотек. Но нельзя проверять нефтедобывающую платформу или атомную электростанцию так же часто и всесторонне, как цветочный магазин или газетный киоск, как это происходило еще совсем недавно. В настоящий момент планируется поделить весь бизнес на пять категорий рисков, в зависимости от которых и будут производиться контроль. Вторая задача - проанализировать устаревшие, дублирующие и избыточные функции по всем видам надзора, актуализировать и сократить число требований к предпринимательской деятельности. Третье - это замена репрессивного подхода со стороны проверяющих ведомств на превентивный, то есть уход от наложения всевозможных санкций на бизнес в пользу профилактической работы. На практике в 9 из 10 случаев предприниматель нарушает то или иное требование закона неумышленно.

В-четвертых, это масштабная информатизация контрольно-надзорной деятельности. Взаимодействие бизнеса и проверяющих ведомств в 90% случаев должно осуществляться в электронном виде, а не путем личных контактов, как это происходит сейчас. Отсюда вытекает и пятая задача реформы - снижение коррупционной составляющей в контролирующих органах. Шестой пункт, также вытекающий из предыдущего - это повышение престижа и уровня оплаты труда проверяющих. Седьмая задача - ликвидация так называемой палочной системы в подобных ведомствах. Давно очевидно, что эффективность того или иного контролирующего органа должна измеряться не по числу выписанных штрафов и протоколов, а на основании комплексных результатов деятельности, таких как снижение смертности и аварийности на производствах и так далее. И наконец, восьмая цель - это всероссийский охват реформы и быстрое, эффективное выполнение ее этапов на территории всей страны.

- Обычно при принятии подобных законопроектов государство все же исходит из собственных интересов и мало прислушивается к бизнесу. На этот раз будет иначе?

- Действительно, бизнесу предложено принять в разработке законопроекта самое непосредственное активное участие. 19 июля министр по вопросам Открытого Правительства Михаил Абызов, курирующий реформу, и так называемая "бизнес-четверка" подписали специальный меморандум о сотрудничестве. Этот документ как раз и предусматривает привлечение ведущих деловых объединений страны - РСПП, ТПП, "Деловая Россия" и "Опора России" к участию как в консультациях во время подготовки закона, так и в дальнейшей оценке снижения административной нагрузки на бизнес после его принятия. Аналогичное совещание уже состоялось и в администрации Костромской области.

По сути эта работа уже началась, и я призываю своих коллег-предпринимателей проявить активность, выразить свою позицию и не оставаться в стороне. В настоящий момент все существующие контрольно-надзорные ведомства проводят у себя публичные консультации по проработке вопроса и пересмотру количества и порядка проверок по каждому направлению. На эти встречи приглашаются и предприниматели, и от эффективности этой совместной работы в конечном итоге зависит результат всей реформы. А это, по замыслу разработчиков, двукратное снижение административного давления на бизнес, смертности на производстве и сокращение материального ущерба на 2,5 триллиона рублей уже к 2024 году.

Костромской бизнес-журнал

Партнёры