RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » ГОСТ на смерть наружной рекламы

ГОСТ на смерть наружной рекламы 12 октября 2015

С ноября комитет по печати отменит мораторий на снос наружной рекламы без действующих договоров на размещение

Это около 10 тысяч конструкций. В соответствии с утвержденным в сентябре ГОСТом, с 1 марта 2016-го в Петербурге можно будет устанавливать не более 500 рекламоносителей, ни одного в центре города , рассказал на общественных слушаниях в городском ЗакСе глава ведомства Сергей Серезлеев. Это означает уничтожение отрасли с 5-миллиардным оборотом и увольнение тысяч людей, бьют в набат рекламщики.

Рынок наружной рекламы Петербурга - на грани исчезновения. Правительство России 29 сентября приняло постановление об обязательном исполнении ГОСТа о размещении наружной рекламы на автодорогах. Среди норм - запрет на установку конструкций ближе 5 метров от края проезжей части, между полосами и над дорогой. Этим параметрам не соответствует более 90% конструкций в Петербурге и около 80% - в России.

ГОСТ станет обязательным с 1 марта. Но Смольный начнет готовиться к этому загодя. К концу ноября комитет по печати намерен завершить все судебные тяжбы с операторами. Почти вся реклама в Петербурге размещена юридически незаконно - договоры на ее установку истекли в 2013 году. В прошлом году Смольный утвердил новую схему размещения на 9,6 тысячи мест, но она так и осталась на бумаге. Торги не состоялись.

В итоге город просто достиг с бизнесом паритета - предприниматели платят за размещение, а Смольный не трогает конструкции. Но комитет по печати не терял времени - он последовательно судился с рекламщиками, предъявляя иски на снос оборудования. К нынешнему времени остался всего один процесс - на демонтаж 330 конструкций ООО "Топ Мьюзик". Выигрыш позволит городу оформить исполнительные листы и приступить к "равноправному" демонтажу оборудования всех компаний. Сергей Серезлеев оценивает: зачистка города займет до полугода.

Параллельно будет готовиться к утверждению новая схема размещения рекламы не более чем на 500 носителей. Если участникам рынка удастся пролоббировать смягчение ГОСТа, город вернется к нынешней схеме на 9,6 тысячи конструкций, если нет - реклама может вовсе исчезнуть с улиц. "Если останется в городе 500 мест, город вправе принять решение, может быть, в принципе отказаться от этой отрасли", - размышляет Сергей Серезлеев.

"Фактически ГОСТ ставит крест на рынке наружной рекламы", - бьет тревогу президент Ассоциации операторов наружной рекламы Кирилл Опарин. Новые требования он считает необоснованно жесткими. "Есть результаты исследований - наружная реклама не имеет никакого отношения к безопасности движения на дорогах", - говорит он.

Запрет на рекламу лишит город бюджетных миллиардов - бьют на больное рекламщики. В этом году Смольный рассчитывает получить от рекламщиков около 900 млн рублей платежей за размещение "наружки". А если бы городу удалось провести торги на установку 9,6 тысячи конструкций, в соответствии с действующей схемой, в бюджет ежегодно поступало бы по 2 млрд рублей. Но от рекламных денег придется отказаться. Бюджет следующего года уже не учитывает доходов от размещения "наружки".

А теперь и расходы предстоят значительные и абсурдные. Около 1,7 тысячи остановочных павильонов в Петербурге, в основном в центре города, установлены операторами наружной рекламы. В случае вступления в силу ГОСТа городу придется их снести и закупить такие же, только без рекламы. "Чтобы установить такое количество павильонов и потом их обслуживать, потребуется примерно 1,5 млрд рублей (около 880 тысяч за павильон. - Прим.ред.) ", - оценивает Серезлеев.

Игроки рынка добавляют к прямым потерям косвенные. "Уничтожение отрасли отразится на 10 тысячах человек - это сотрудники предприятий рекламной и смежных отраслей и члены их семей, - говорит Владимир Рябовол, руководитель представительства Russ Outdoor Russia в Петербурге. - Это повышение безработицы, снижение налоговых поступлений". Оборот отрасли в Петербурге оценивается примерно в 5 млрд рублей.

"Ежегодно в России в авариях из-за столкновений с рекламными конструкциями погибает более 300 человек. Одна человеческая жизнь дороже всех денег", - выступил в обоснование ГОСТа исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе федерального межотраслевого совета "Деловой России" Дмитрий Крючков. Нормы размещения рекламы в Европе гораздо более жесткие, и Россия должна двигаться в сторону развитых стран.

Реклама приносит 0,2% от дохода бюджета Петербурга, вторит ему советник зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Игорь Иванцов. Он безапелляционен: "Бюджет не пострадает. Надо однозначно убирать рекламу из пешеходных зон".

"Наружная реклама - часть городской среды. Почему вы не считаете, сколько людей погибает от столкновений с опорами освещения, деревьями, ларьками и остановочными павильонами?" - вступает в спор Владимир Рябовол. Аргументы "Другой России" он считает необоснованными. Гораздо эффективнее для снижения смертности была бы борьба с употреблением алкоголя за рулем и практикой выезда на встречку. "Надо отказаться от этого маразма. Мы без конца испытываем на себе административное давление. Бизнес постоянно находится в каком-то унизительном, кланяющемся положении", - вскипает Рябовол.

Рекламщики считают новую норму "заговором". Инициатива ни разу не обсуждалась с бизнесом. А норма об обязательности ГОСТа "затесалась" в один документ со строительными СНиПами по оценке прочности бетона и доступности зданий для маломобильных граждан, которые подготовил Минстрой. "Непонятно, почему за ужесточение норм выступает "Деловая Россия", которая должна защищать интересы бизнеса", - поделился после общественных слушаний один из игроков рынка.

От уничтожения рынка наружной рекламы, очевидно, выиграют другие отрасли. Скорее всего, подорожает реклама на телевидении, в печати и Интернете. "Расцветет незаконная реклама на асфальте, снова появится масса людей с навешенными на них объявлениями и "Газели" с установленными на них рекламными щитами", - предсказывают рекламщики.

В то же время игроки рынка лукавят, когда говорят о неожиданном появлении норм. ГОСТ для наружной рекламы был принят еще в 2003 году. В 2009-м Верховный суд постановил, что исполнение его обязательно. Тем не менее до прошлого года исполнительная власть его игнорировала, заявляет депутат ЗакСа Марина Шишкина. Схема размещения 9,6 тысячи конструкций, утвержденная в 2014 году, изначально не учитывала положения ГОСТа.

По итогам "круглого стола" его участники должны подготовить резолюцию и, возможно, обращение в федеральное правительство с просьбой смягчить ГОСТ. Проект такого письма также подготовила московская мэрия.

Смольный их уже опередил. В начале октября губернатор Георгий Полтавченко уже обратился к спикеру Госдумы Сергею Нарышкину и председателю правительства Дмитрию Медведеву с предложением отредактировать нормы. Около 8,5 тысячи конструкций в действующей схеме размещения рекламы попадают в 5-метровую зону от края дороги. Ее можно было бы сократить до 3 метров, пояснил Сергей Серезлеев. Рекламщики к компромиссу готовы.

Фонтанка.ру

Теги:
Партнёры