RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Государство должно помогать бизнесу быть экологичным, а не только карать за нарушения

Государство должно помогать бизнесу быть экологичным, а не только карать за нарушения 22 августа 2018

Продолжаем публиковать материалы по результатам наших встреч с руководителями компаний по СИЗ и охране труда на выставке SAPE 2018. После 2017 года тема экологии продолжает волновать граждан, а вопросы промышленной безопасности рассматриваются на самом высоком уровне. Гетсиз.ру стало известно о подготовке новых стандартов и законодательных актов в сфере охраны окружающей среды, которые вступят в силу в 2019 году. Чтобы разобраться, как сегодня обстоят дела с экологической и промышленной безопасностью и с регулированием этой области в России, мы обратились к экспертам. Нашим собеседником стал Николай Кривозерцев — генеральный директор группы компаний «Экостандарт», руководитель комитета по экологии и охране труда московского отделения, член генсовета «Деловой России» и модератор мероприятий «Деловой России» по охране труда, промышленной безопасности и экологии.

А почему экология идет в связке с охраной труда?

Во-первых, на большинстве российских промышленных предприятий они объединены в один департамент «экологии, охраны труда и промышленной безопасности», так что заказ часто поступает общий. Во-вторых, эти две сферы относятся к концепции единого рынка охраны труда и окружающей среды – на западе он называется EHS(EnvironmentalHealth& Safety). В-третьих, для проектирования предприятия часто нужен аудит не только промышленной безопасности и экологии, но и охраны труда. Поэтому мы охватываем все эти блоки сразу — это удобно для заказчиков и уникально для рынка.

В чем разница в статусе эксперта в экологии и в охране труда?

В отличие от специальной оценки условий труда (СОУТ) в охране труда, в экологии именно законодательно сформулированного статуса эксперта как такового нет, а есть бесконечные повышения квалификации. Эксперты в экологии – это те люди, которые имеют необходимые профессиональные знания и большой практический опыт — например, многократного прохождения государственной экологической экспертизы, разных сложных согласований.

А какие в России основные принципы законодательного регулирования вопросов промышленной экологии?

В промышленной экологии, как и в целом в регулировании охраны окружающей среды в РФ, нет единого документа, который бы нормировал сразу все. Есть федеральные законы по обращению с отходами, по охране окружающей среды, по атмосферному воздуху – по разным тематикам. Российское экологическое законодательство очень проработанное, требовательное и глубокое, но часто противоречит само себе и имеет множественные тавтологии.

Впрочем, крупнейшие предприятия России, которые сильнее всего загрязняют окружающую среду, скоро должны перейти на получение комплексного экологического разрешения (КЭР). Этот единый документ в период с 2019 до 2022 года должны получить триста предприятий из списка, который Минюст утвердил в июне 2018 года.

Как можно улучшить экологическую ситуацию в крупных промышленных городах, прогремевших на всю страну: в Челябинске, Красноярске, Норильске, Дзержинске и других?

Быстро предпринять ничего нельзя. При поддержке административного ресурса, конечно, можно приостановить мощности предприятий, чтобы ненадолго снизить социальную напряженность и успокоить людей. Но это даст только краткосрочные результаты, а для долгосрочных нужна стратегия по каждому городу и предприятию: какое новое оборудование нужно установить и зачем, что нужно модернизировать, какие наилучшие доступные технологии (НДТ) можно применить, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

Как вы оцениваете программу реконструкции, которую проводит Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), в том числе для уменьшения воздействия на окружающую среду и усовершенствования производственных процессов?

Там внедряется серьезная программа: «Газпром нефть» инвестирует большие средства в сокращение выбросов в атмосферный воздух и очистку сточных вод, устанавливает серьезное оборудование. Есть, конечно, общественники, которые все ставят под сомнение, в том числе и эту программу. Это правильная позиция, но не в этом случае. Если бы половину того, что делает МНПЗ, осуществили красноярские или челябинские предприятия, они бы значительно улучшили свои природоохранные показатели и экологическую ситуацию на месте. Так что это хороший пример для страны.

То есть фактически подобную программу реконструкции можно использовать как пример лучших практик и внедрять ее на других предприятиях?

Безусловно, но нужно понимать, что любые программы по модернизации производства должны быть рассчитаны на 5-10 лет, потому что это серьезные инвестиции. Просто установка фильтра, даже самого лучшего, не решит разом все экологические проблемы предприятия. Этот фильтр должен быть грамотно встроен в производственный процесс, а это не так просто, к тому же одними фильтрами дело не ограничивается. В любом случае, такие программы модернизации обычно тормозятся не из-за отсутствия технологических решений, а из-за воли предпринимателей и формализма надзорных органов.

Что должно стимулировать предприятия внедрять наилучшие доступные технологии по промышленной экологии?

В России исторически сложилась «карательная» система государственного надзора в сфере охраны окружающей среды, а гораздо более эффективной была бы система «карательно-стимулирующая». До 2004 года так и было: те отчисления, которые предприятие перечисляло в бюджет в качестве компенсации за загрязнение окружающей среды, можно было вернуть на нужды модернизации. Сейчас такой возможности нет, а есть только штрафы за нарушения. Экологически развитые страны практикуют другой подход: они дают льготы предприятиям, которые устанавливают качественные системы очистки выбросов или утилизации промышленных отходов. Государство предоставляет им более дешевые кредиты, налоговые льготы или упрощенный доступ к госзакупкам. В бизнесе штрафы работают гораздо хуже, чем финансовая мотивация, возможность сэкономить.

Ваша компания может создать программу экологической модернизации для предприятия?

Заказчики подключают нас на разных этапах: иногда еще только на стадии проектирования или формирования экологической политики, а иногда уже для сопровождения и защиты в ходе проверки надзорных органов. Когда на предприятии утверждаются глобальные KPI (ключевые показатели эффективности) в сфере экологии, то руководство ставит долгосрочные цели, затем идет их расшифровка, каскадирование на подразделения, ставятся задачи в связке с финансовым департаментом, оценивается возможность финансирования, делается подбор оборудования. Мы разрабатываем для клиентов все эти этапы и многие другие.

А вы знаете, что многие серьезные организации рекомендуют именно ваши лаборатории для проверки промышленных выбросов?

Знаем, конечно. Мы это особенно не афишируем, но, например, значительная часть анализов в истории с подмосковными полигонами «Кучино» и «Ядрово» делалась в нашей лаборатории. Исследования и измерения, результаты которых были озвучены на пресс-конференции в «Интерфаксе» и в ряде других по этой теме, тоже провели в нашей лаборатории.

Как вы себя чувствуете на высококонкурентном рынке охраны труда?

А какой рынок сегодня не конкурентный? Промышленная экология, мониторинг, инженерные изыскания – все конкурентные рынки. Мы боремся за лидерство, но, разумеется, есть и другие серьезные игроки. Я уже упоминал о нашем подходе: мы развиваем в России рынок экологической безопасности и охраны труда по западному образцу и стремимся закрыть все возможные запросы клиентов на этом рынке в рамках нашей компании. Получается своего рода «служба одного окна»: экологическая экспертиза, охрана труда, инженерные изыскания, проектирование, «зеленая» сертификация и даже PR-сопровождение — у нас есть услуги по всем этим блокам, и клиенту не нужно искать других подрядчиков. Наверное, в этом и состоит уникальность нашего рыночного предложения.

Полную версию интервью смотрите здесь.

«Президент поставил задачу создать цивилизованный рынок, на котором не будет обманутых дольщиков»
Председатель Совета директоров «Корпорация Кошелев» Владимир Кошелев о новой строительной политике
Ущерб от санкций оценят на Ялтинском форуме
19 марта в Москве прошло заседание Программного комитета V Ялтинского международного экономического форума, в ходе которого была утверждена архитектура и программа юбилейного ЯМЭФ
Борьба с излишними проверками бизнеса привела к их росту в полтора раза
Ситуацию сможет исправить копирование зарубежного опыта
Еще теплее
Минэк расширяет меры по улучшению делового климата
"8% годовых". Когда подешевеет ипотека, и что для этого нужно
Ипотека под 8% годовых будет доступна в России еще нескоро, уверены эксперты
Российские бизнесмены просят не переводить ряд платежей в налоговый кодекс
"Платежи смогут вводиться и изменяться только актами представительных органов государственной власти соответствующего уровня"
Российский бизнес просит отменить уголовное наказание за невозвращение валютной выручки
По мнению бизнес-сообщества, невозвращение выручки в иностранной валюте не может являться самостоятельным преступлением
Партнёры