RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Государство должно помогать бизнесу быть экологичным, а не только карать за нарушения

Государство должно помогать бизнесу быть экологичным, а не только карать за нарушения 22 августа 2018

Продолжаем публиковать материалы по результатам наших встреч с руководителями компаний по СИЗ и охране труда на выставке SAPE 2018. После 2017 года тема экологии продолжает волновать граждан, а вопросы промышленной безопасности рассматриваются на самом высоком уровне. Гетсиз.ру стало известно о подготовке новых стандартов и законодательных актов в сфере охраны окружающей среды, которые вступят в силу в 2019 году. Чтобы разобраться, как сегодня обстоят дела с экологической и промышленной безопасностью и с регулированием этой области в России, мы обратились к экспертам. Нашим собеседником стал Николай Кривозерцев — генеральный директор группы компаний «Экостандарт», руководитель комитета по экологии и охране труда московского отделения, член генсовета «Деловой России» и модератор мероприятий «Деловой России» по охране труда, промышленной безопасности и экологии.

А почему экология идет в связке с охраной труда?

Во-первых, на большинстве российских промышленных предприятий они объединены в один департамент «экологии, охраны труда и промышленной безопасности», так что заказ часто поступает общий. Во-вторых, эти две сферы относятся к концепции единого рынка охраны труда и окружающей среды – на западе он называется EHS(EnvironmentalHealth& Safety). В-третьих, для проектирования предприятия часто нужен аудит не только промышленной безопасности и экологии, но и охраны труда. Поэтому мы охватываем все эти блоки сразу — это удобно для заказчиков и уникально для рынка.

В чем разница в статусе эксперта в экологии и в охране труда?

В отличие от специальной оценки условий труда (СОУТ) в охране труда, в экологии именно законодательно сформулированного статуса эксперта как такового нет, а есть бесконечные повышения квалификации. Эксперты в экологии – это те люди, которые имеют необходимые профессиональные знания и большой практический опыт — например, многократного прохождения государственной экологической экспертизы, разных сложных согласований.

А какие в России основные принципы законодательного регулирования вопросов промышленной экологии?

В промышленной экологии, как и в целом в регулировании охраны окружающей среды в РФ, нет единого документа, который бы нормировал сразу все. Есть федеральные законы по обращению с отходами, по охране окружающей среды, по атмосферному воздуху – по разным тематикам. Российское экологическое законодательство очень проработанное, требовательное и глубокое, но часто противоречит само себе и имеет множественные тавтологии.

Впрочем, крупнейшие предприятия России, которые сильнее всего загрязняют окружающую среду, скоро должны перейти на получение комплексного экологического разрешения (КЭР). Этот единый документ в период с 2019 до 2022 года должны получить триста предприятий из списка, который Минюст утвердил в июне 2018 года.

Как можно улучшить экологическую ситуацию в крупных промышленных городах, прогремевших на всю страну: в Челябинске, Красноярске, Норильске, Дзержинске и других?

Быстро предпринять ничего нельзя. При поддержке административного ресурса, конечно, можно приостановить мощности предприятий, чтобы ненадолго снизить социальную напряженность и успокоить людей. Но это даст только краткосрочные результаты, а для долгосрочных нужна стратегия по каждому городу и предприятию: какое новое оборудование нужно установить и зачем, что нужно модернизировать, какие наилучшие доступные технологии (НДТ) можно применить, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

Как вы оцениваете программу реконструкции, которую проводит Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), в том числе для уменьшения воздействия на окружающую среду и усовершенствования производственных процессов?

Там внедряется серьезная программа: «Газпром нефть» инвестирует большие средства в сокращение выбросов в атмосферный воздух и очистку сточных вод, устанавливает серьезное оборудование. Есть, конечно, общественники, которые все ставят под сомнение, в том числе и эту программу. Это правильная позиция, но не в этом случае. Если бы половину того, что делает МНПЗ, осуществили красноярские или челябинские предприятия, они бы значительно улучшили свои природоохранные показатели и экологическую ситуацию на месте. Так что это хороший пример для страны.

То есть фактически подобную программу реконструкции можно использовать как пример лучших практик и внедрять ее на других предприятиях?

Безусловно, но нужно понимать, что любые программы по модернизации производства должны быть рассчитаны на 5-10 лет, потому что это серьезные инвестиции. Просто установка фильтра, даже самого лучшего, не решит разом все экологические проблемы предприятия. Этот фильтр должен быть грамотно встроен в производственный процесс, а это не так просто, к тому же одними фильтрами дело не ограничивается. В любом случае, такие программы модернизации обычно тормозятся не из-за отсутствия технологических решений, а из-за воли предпринимателей и формализма надзорных органов.

Что должно стимулировать предприятия внедрять наилучшие доступные технологии по промышленной экологии?

В России исторически сложилась «карательная» система государственного надзора в сфере охраны окружающей среды, а гораздо более эффективной была бы система «карательно-стимулирующая». До 2004 года так и было: те отчисления, которые предприятие перечисляло в бюджет в качестве компенсации за загрязнение окружающей среды, можно было вернуть на нужды модернизации. Сейчас такой возможности нет, а есть только штрафы за нарушения. Экологически развитые страны практикуют другой подход: они дают льготы предприятиям, которые устанавливают качественные системы очистки выбросов или утилизации промышленных отходов. Государство предоставляет им более дешевые кредиты, налоговые льготы или упрощенный доступ к госзакупкам. В бизнесе штрафы работают гораздо хуже, чем финансовая мотивация, возможность сэкономить.

Ваша компания может создать программу экологической модернизации для предприятия?

Заказчики подключают нас на разных этапах: иногда еще только на стадии проектирования или формирования экологической политики, а иногда уже для сопровождения и защиты в ходе проверки надзорных органов. Когда на предприятии утверждаются глобальные KPI (ключевые показатели эффективности) в сфере экологии, то руководство ставит долгосрочные цели, затем идет их расшифровка, каскадирование на подразделения, ставятся задачи в связке с финансовым департаментом, оценивается возможность финансирования, делается подбор оборудования. Мы разрабатываем для клиентов все эти этапы и многие другие.

А вы знаете, что многие серьезные организации рекомендуют именно ваши лаборатории для проверки промышленных выбросов?

Знаем, конечно. Мы это особенно не афишируем, но, например, значительная часть анализов в истории с подмосковными полигонами «Кучино» и «Ядрово» делалась в нашей лаборатории. Исследования и измерения, результаты которых были озвучены на пресс-конференции в «Интерфаксе» и в ряде других по этой теме, тоже провели в нашей лаборатории.

Как вы себя чувствуете на высококонкурентном рынке охраны труда?

А какой рынок сегодня не конкурентный? Промышленная экология, мониторинг, инженерные изыскания – все конкурентные рынки. Мы боремся за лидерство, но, разумеется, есть и другие серьезные игроки. Я уже упоминал о нашем подходе: мы развиваем в России рынок экологической безопасности и охраны труда по западному образцу и стремимся закрыть все возможные запросы клиентов на этом рынке в рамках нашей компании. Получается своего рода «служба одного окна»: экологическая экспертиза, охрана труда, инженерные изыскания, проектирование, «зеленая» сертификация и даже PR-сопровождение — у нас есть услуги по всем этим блокам, и клиенту не нужно искать других подрядчиков. Наверное, в этом и состоит уникальность нашего рыночного предложения.

Полную версию интервью смотрите здесь.

Проверки бизнеса: советы предпринимателям Подмосковья
Внеплановые проверки со стороны контрольно-надзорных органов в отношении малого бизнеса сократились на 11%
Как бывшую кондитерскую фабрику в жилой квартал превратят
Предпринимателей выводят из оргпреступности
Статью 210 УК РФ предложено не применять по экономическим преступлениям
Бизнес попросил Верховный суд не отменять срок давности по налоговым преступлениям
Предприниматели не готовы к вечным уголовным рискам
Депутаты предлагают страховать работников от банкротства компаний
Расходы бизнеса не вырастут, но платить за обанкротившиеся компании он не хочет
Народный фронт берет контроль над надзором
Надежную "регуляторную гильотину" власти пока сконструировать не могут
«Понедельники — взять и отменить». Готова ли РФ к 4-дневной рабочей неделе
Будущее — за сокращенной рабочей неделей, считает глава правительства Дмитрий Медведев. Когда россиян переведут на четырехдневку и что в таком случае будет с зарплатами?
Партнёры