Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Государство возьмется за дороги к светлому будущему

Государство возьмется за дороги к светлому будущему 14 января 2021

Частную трассу из Европы в Китай поддержат госинвестициями

Более половины региональных автомобильных дорог общего пользования не отвечают нормативным требованиям, сообщает Росстат. В планах правительства улучшить дорожную инфраструктуру, ведь от этого зависит успех и жилищной отрасли. В прошлом году с учетом региональных бюджетов государство потратило на дорожное строительство свыше 2 трлн руб. Несмотря на стремление финансовых властей к урезанию трат, вице-премьер Марат Хуснуллин допускает выделение бюджетных средств в том числе для возведения первой частной автотрассы в РФ, соединяющей Западную Европу и Китай. Хотя для начала нужно одобрение Минфина.

Кассовое исполнение бюджета на дорожное строительство в целом по стране в 2020 году выросло с 95 до 99,1%, сообщил в среду вице-премьер Марат Хуснуллин на совещании президента Владимира Путина с членами правительства. По его словам, было освоено более 880 млрд руб. федеральных средств, а с учетом бюджетов субъектов РФ сумма составила свыше 2 трлн руб. "Эти деньги реально пришли в экономику", - добавил Хуснуллин. Путин, однако, обратил внимание на то, что в ряде регионов есть отставание: кассовое исполнение бюджета - менее 93%.

В 2021 году Хуснуллин предлагает выделить дополнительно на ремонт и строительство автодорог из резервного фонда правительства 100 млрд руб. "Несмотря на определенное секвестирование бюджета, ставим задачу все-таки планы 2021 года выполнить в полном объеме, а при предоставлении дополнительного финансирования и принятии предлагаемых решений - готовы их перевыполнить", - уверил вице-премьер. По его уточнению, на выделенные в 2020 году 100 млрд руб. удалось ввести плановые объекты, построить дополнительные дороги.

Ранее, в конце декабря 2020-го он назвал проект "Безопасные и качественные дороги" важным фактором для достижения показателей по вводу жилья. Как сказал тогда Хуснуллин, в частности, уже в 2024 году планируется довести до 85% дорог в крупнейших агломерациях к нормативному состоянию, "несмотря на секвестрование бюджетных средств".

"Будут выполнены показатели и по региональным дорогам, к 2024 году доля региональных дорог в нормативном состоянии уже превысит 50%, - добавлял он. - В целом по дорожному строительству мы превзошли показатели прошлого года".

Работа предстоит большая: судя по Росстату, проблемы с доступностью качественной дорожной инфраструктуры хронические. Так, по даннымстатведомства, в 2019-м доля автомобильных дорог общего пользования (регионального значения), не отвечающих нормативным требованиям, составила в стране 55,8%. Это меньше, чем, допустим, в 2010-м, когда указанная доля превышала 63%, но примерно на том же уровне, что и в 2007-м, - тогда показатель составлял 55,7%. В случае автодорог местного значения не соответствуют нормативным требованиям 48%, и этот показатель увеличивается: в 2010-м он составлял 45%, в 2007-м - около 36%.

Кроме того, судя по Росстату, если брать период с 2008 по 2018 год, то в стране хоть и увеличилась почти в два раза плотность автодорог, однако доля трасс с твердым покрытием в общей протяженности федерального, регионального и местного значения сократилась примерно на 16%. Около трети дорог не имели твердого покрытия.

Наличие дорожной инфраструктуры важно с точки зрения не только развития жилищного строительства, бизнес-климата, но и налаживания межстрановых связей. И государство уже приглядывается к финансированию первой, как было заявлено, частной автодороги, призванной соединить Западную Европу и Китай, - речь идет о трассе "Меридиан".

Как сообщил днем ранее Марат Хуснуллин, строительство этой трассы может быть частично профинансировано государством. "Мы его (проект "Меридиана". - "НГ" ) обсуждаем, считаем по деньгам: сколько будет стоить, какую часть инвестор будет оплачивать, какая сумма может быть государственного участия", - приводит слова вице-премьера ТАСС. Хуснуллин не исключил возможности применения механизма государственно-частного партнерства при строительстве новой трассы.

Первая в России частная трасса "Меридиан" должна пройти по территории восьми регионов РФ, ожидается, что она станет частью маршрута "Меридиан" протяженностью 8445 км, который должен соединить Западную Европу и Китай через Казахстан, Россию и Белоруссию, длина российского отрезка составит более 2 тыс. км, напоминает информагентство.

Дорога будет полностью платной. Планировалось, что строительство трассы завершится в 2024 году, инвестиции в проект ранее оценивались примерно в 600 млрд руб. осенью 2020-го в Минтрансе сообщали, что как основное проектное решение рассматривается применение цементобетона.

Между тем, как уточнил в среду президент, даже когда говорится о привлечении внебюджетных средств в дорожные проекты - например, средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) или инфраструктурных облигаций, то все равно речь идет в конечном счете о "государственных деньгах", о госгарантиях.

"Что касается вопросов ФНБ и облигаций - эти средства являются возвратными. Поэтому здесь очень важна реальность планирования тех бизнес-моделей инфраструктуры, которые строятся с учетом этих средств, потому что деньги нужно отдавать. Либо их нужно будет отдавать за счет Федерального дорожного фонда, либо мы должны создавать такие условия работы инфраструктуры, чтобы достаточно было и денег на содержание этой инфраструктуры, и чтобы платить по привлеченным долговым обязательствам", - сообщил, как передает Интерфакс, глава Минфина Антон Силуанов.

"А что получается - что последнее время у нас эти модели не очень хорошо складывались.

Предположим, когда мы планировали строительство платной автодороги М11 Москва - Санкт-Петербург, закладывали доходы от момента ее сдачи до 2021 года в сумме 45 млрд руб., а сейчас до 2024 года - только 31 млрд руб. Или, предположим, ЦКАД - мы планировали, по официальным данным, до 2024 года получить 118 млрд руб. с трафика платной дороги, а сейчас планируется только 20 млрд руб.", - привел пример Силуанов.

"Если мы будем планировать нормально, это абсолютно правильный подход, - добавил министр. - Потому что мы все время все дороги строим за счет бюджета. Это же никаких ресурсов не хватит".

"Полагаю, что дорожное строительство в силу своей специфики, а именно непрозрачности при составлении смет и их реализации, в России сталкивается с закономерными проблемами, которые могут быть решены только путем реформирования экономики в целом, направленного на снижение коррупциогенности, на развитие гражданского контроля и самоуправления и даже на повышение базового уровня жизни всех граждан", - прокомментировал ситуацию член генсовета "Деловой России" Алим Бишенов.

По его словам, проблема развития дорожной сети в любой стране заключается в том, что оно требует опережающих инвестиций, а отдача от них будет через 3-5-10 лет. Как считает эксперт, "только нацпроекты с их бюджетами и лоббированием могут позволить себе такой срок окупаемости".

Теги:
Партнёры