RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Публикации » Госзакупки не вынесли прозрачности

Госзакупки не вынесли прозрачности 02 февраля 2017

Кремль и Белый дом обсуждают, как реанимировать IT-систему их контроля

Стартовавшая в 2017 году законодательная реформа по усилению казначейского контроля за бюджетными расходами едва не обрушила Единую информационную систему (ЕИС) закупок. Проблема вчера обсуждалась на совещаниях у президента и в Белом доме, а Федеральное казначейство официально принесло извинения заказчикам за сбои в ЕИС. По данным "Ъ", в правительстве сейчас решается вопрос о приостановлении применения предварительного контроля закупок для снижения нагрузки на систему. При этом полного контроля над ЕИС пока не добилось ни одно из претендовавших на него ведомств - ни казначейство, ни-Минэкономики.

Единая информационная система контроля госзакупок оказалась не готова к вступившим в силу 1 января 2017 года поправкам к закону о контрактной системе (44-ФЗ). Они, в частности, предусматривают усиление контроля казначейства за планами закупок госзаказчиков, число которых резко возросло в связи с переводом под 44-ФЗ закупок унитарных предприятий, ранее работавших по правилам для госкомпаний. На этой неделе Федеральное казначейство (отвечает за эксплуатацию ЕИС) публично извинилось перед заказчиками за массовые случаи "невозможности" размещать данные о закупках, признав факт "технических трудностей" при работе с новой версией подсистемы закупок системы "электронный бюджет".

По статистике ЕИС, в конце января 2017 года число объявлений о контрактах в Москве и области упало в девять раз, а объем сократился больше чем в три раза (на конец января 2017 года - 74 извещения на 691 млн руб., годом раньше - 691 извещение на 2,3 млрд руб.). В Петербурге объем контрактов упал примерно в 20 раз - 60 млн руб. вместо 1,2 млрд годом ранее, число извещений - примерно вдесятеро (153 против 1,6 тыс.).

Проблемы вызваны перегруженностью сервиса взаимодействия ЕИС с внешними системами, сбоями при размещении в ЕИС трехлетних планов закупок регионов и годовых планов графиков заказчиков. По словам источника "Ъ" в правительстве Москвы, "ситуация с ЕИС привела к коллапсу на несколько месяцев в госзакупках на уровне страны". "Мы лишились внутреннего контроля над своими заказчиками, над их закупками, не можем ни проверить объективности цены, ни соответствие их документации установленным формам", - говорит собеседник "Ъ".

30 января председатель правления общественной организации "Форум контрактных отношений" ( ФКО) Михаил Бородовский в письме курирующему закупки первому вице-премьеру Игорю Шувалову сообщил, что разработчики ЕИС "не могут устранить проблемы", связанные с ее доработкой под новые законодательные изменения, а служба техподдержки (за нее отвечает Минэкономики) "перестала реагировать на обращения заказчиков". При этом жалобы заказчиков в оба курирующие ЕИС ведомства (Федеральное казначейство и Минэкономики) результатов не принесли. В качестве способов решения проблемы ФКО в том числе предлагал установить сроки вступления в силу поправок к законодательству с учетом времени на доработку ЕИС, разрешить региональным и муниципальным заказчикам в случае сбоев ЕИС размещать закупки на своих порталах, а также ввести мораторий на привлечение к ответственности заказчиков в период некорректной работы системы ( КоАП предусматривает за нарушение сроков публикации в ЕИС данных штрафы от 3 тыс. до 500 тыс. руб.). Отметим, ранее с аналогичной просьбой о возможности автономных закупок на собственных закупочных порталах для городов федерального значения в Белый дом обращался мэр Москвы Сергей Собянин (см. "Ъ" от 25 января).

Михаил Бородовский в разговоре с "Ъ" отметил, что казначейству стоило бы настаивать на том, чтобы Госдума и правительство, принимая поправки в сфере закупок, рассчитывали момент их вступления в силу с учетом времени, необходимого для проведения конкурсных процедур и финансирования технических работ. Курирующий методическое обеспечение ЕИС замглавы Минэкономики Евгений Елин поддержал предложения ФКО. Как сообщили " Ъ" источники в профильных ведомствах, совещания по этому поводу уже прошли в Минфине и Минэкономики, по их итогам в правительство будут внесены предложения по сокращению избыточных процедур для снижения нагрузки на ЕИС - в том числе о приостановлении применения предварительного контроля закупок и его поэтапном вводе.

Омбудсмен по закупкам Сергей Габестро отмечает, что с принятием законопроектов по полному переходу на электронные торги, которые сейчас рассматривает Госдума, нагрузка на ЕИС снова резко возрастет. При этом в случае принятия законопроекта правительства по установлению обязательной регистрации участников в ЕИС число субъектов, работающих в этой системе (сейчас - свыше 300 тыс.), увеличится как минимум впятеро, а вероятнее - в десять и более раз. Сам господин Габестро предлагает использовать ЕИС как "аналитический модуль" для мониторинга и контроля действий заказчиков, а торги и сервисы сосредоточить на электронных торговых площадках.

На этом фоне правительство, по данным источников "Ъ", отказалось от идеи сосредоточить управление ЕИС в одном ведомстве - им хотели стать и казначейство, и Минэкономики. Последнему, впрочем, придется уступить казначейству полномочия по выработке функциональных требований к ЕИС. В Кремле и Белом доме получить официальных комментариев вчера не удалось.

Анна Пушкарская, Софья Окунь, Коммерсантъ

Партнёры