RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Готовы ли российские судовладельцы к экологическому плаванию?

Готовы ли российские судовладельцы к экологическому плаванию? 27 февраля 2019

Авторская колонка члена генерального совета «Деловой России» Ольги Куликовой

С 1 января 2020 года вступит в силу запрет на использование морского топлива с высоким содержанием серы, принятый в начале 2018 года Международной морской организацией, ответственной за регулирование глобального судоходства. Согласно новым правилам будет запрещено сжигать морское топливо с содержанием серы более 0,5%, если судно не оснащено системой очистки выхлопных газов или скрубберами. Официально волна экологических решений исходит из принципа защиты окружающей среды путем ограничения выбросов оксидов серы в атмосферу.

Тенденция по ограничению выбросов серы в судоходной отрасли была задана уже давно, однако текущее ограничение является одним из наиболее судьбоносных. Предлагаем разобраться с тем, готова ли к нему российская судоходная отрасль и не потребуется ли нам сойти на берег?

Существует ряд вариантов по снижению вредных выбросов в атмосферу: установка скрубберов, использование низкосернистого мазута и использование СПГ в качестве топлива. Основываясь на вышеперечисленных вариантах, российские судовладельцы на основании расчетов экономической целесообразности должны принять решение, по какому пути им идти. Здесь и всплывает подводный камень: неготовность российской промышленности предложить свои разработки заставляет в очередной раз обращаться к иностранным (читай - валютным) компаниям.

В части скрубберов на рынке не существует конкурентных технологий от российских инновационных институтов, призванных придумывать незаурядные решения реально существующих проблем. Сколково же больше обеспокоено открытием новых филиалов по всей России.

Перспектива использования альтернативного топлива – сжиженного природного газа –наиболее туманна среди всех возможных вариантов, поскольку прослеживается полное отсутствие отечественных решений по переоборудованию силовых установок на другой вид топлива. Кроме того, любой из представленных вариантов требует, как минимум, дополнительного дешевого финансирования, как максимум субсидии на дооборудование судов.

В части использования российского низкосернистого топлива, по данным Bloomberg российская нефтяная отрасль не успеет в полной мере подготовиться к новым стандартам. В связи с этим российские нефтегазовые компании понесут серьезные финансовые потери из-за резкого падения спроса на высокосернистый мазут. По оценке инвестиционного банка Wood & Co, в 2020 году выручка от продажи мазута с высоким содержанием серы может сократиться на 3,5 млрд долл. Это составляет примерно треть выручки российских поставщиков мазута. И очевидно, что никакие новые варианты сбыта высокосернистого мазута не закроют образовавшиеся «дыры».

Российские компании, вероятнее всего, питали надежды, что ужесточения требований не произойдет, поэтому не предприняли должных мер для модернизации производства. В результате, сразу после вступления в силу новых правил ожидаются распродажи российского мазута.

Данные вопросы должны подниматься за 3-5 лет до даты вступления новых правил игры на уровне министерства промышленности и торговли. Это позволило бы выработать комплексную программу переоборудования судов, состоящую как из поручений институтам развития в части разработке инновационных решений, так и из совместной работы с министерством экономического развития и министерством финансов в части субсидирования. Иными словами, необходим полноценный стратегический комплекс поддержания конкурентоспособности российского судовладельца на мировой арене, в противном случае и без того спорный статус только усугубится, и тогда придется поднять белый флаг, как символ поражения отечественного судоходства.

Теги:
Партнёры