RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Илья Сёмин выступил модератором мозгового штурма по стратегиям развития регионов

Илья Сёмин выступил модератором мозгового штурма по стратегиям развития регионов 05 октября 2015

Вице-президент «Деловой России» Илья Сёмин в рамках международного инвестиционного форума «Сочи-2015» выступил модератором мозгового штурма «Как заставить работать стратегии развития регионов?».

В обсуждении управленческих проблем регионов приняли участие министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь, первый зампредседателя Внешэкономбанка Андрей Сапелин, президент Strategy Partners Александр Идрисов и партнёр Strategy Partners Алексей Праздничных. От «Деловой России» в мозговом штурме участвовали сопредседатель, бизнес-омбудсмен Борис Титов, замглавы экспертного совета, председатель совета директоров холдинга KPI Роман Караулов, члены генсовета президент компании «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников и председатель совета юридической фирмы Vegas Lex Альберт Еганян.

Исполняя требования закона «О стратегическом планировании», большинство регионов к настоящему времени уже разработали стратегические планы развития. Тем не менее, открытым остаётся вопрос реализации стратегий. Проблема в том, что часто планы развития остаются лишь обязательным документом, но не становятся рабочим инструментом ускоренного социально-экономического развития.

Александр Галушка напомнил, что во всех без исключения успешных регионах есть реальная стратегия, носителем которой выступает лично губернатор, от которого в большей степени зависит развитие территории.


Эту же мысль продолжил Александр Сапелин, который привел в пример ЦФО, где 15 лет назад регионы практически не отличались друг от друга по социально-экономической ситуации, а сегодня это совершенно разные по уровню развития территории. В этом случае огромное значение имеет человеческий фактор и работа управленческих команд при прочих равных условиях. Источник инвестиций всегда вторичен, деньги появляются вслед за идеей, которую должно нести первое лицо.

Борис Титов в своём выступлении сделал акцент на том, что стратегии (региональные или коммерческие) всегда должны писать профессионалы, к этой работе не должны привлекаться ни команда губернатора, ни эксперты в разных сферах экономики. Для разработки стратегии важно сделать объективный SWOT-анализ (Strengths – сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности и Threats – угрозы) без учёта какого-либо лобби.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко отметил, что успех возможен только при вовлечении в реализацию стратегий всех активов: социальных, экономических и т.д. Более того, сам план стратегического развития должен быть составлен очень грамотно и не включать в себя несколько фундаментальных томов, а содержать основные направления. Всё остальное должно быть отнесено к тактике. Также важно, чтобы стратегия региона была интегрирована со стратегией развития страны и отдельных муниципалитетов.

Замглавы Минэкономразвития Александр Цыбульский напомнил, что год назад был принят 172-ФЗ о стратегическом планировании в РФ, но отметил, что о результатах его принятия пока судить рано. «Когда  затрагивается вопрос регионального развития на федеральном уровне, приходит понимание, что актуальных документов целеполагания территориального развития нет. После Советского Союза каркасов новых объектов инфраструктуры в России не появилось. 172-ФЗ призван эту ошибку исправить», – рассказал замглавы Минэкономразвития.


Сегодня стратегия развития субъектов РФ представляет собой документы с разным качеством визуализации перспектив развития регионов, добавил чиновник: «К сожалению, многие стратегии на данный момент нерабочие». По его словам, замысел 172-ФЗ в том, чтобы вся система планирования РФ распределялась на региональный уровень в единые системы социально-экономического прогноза, затем – в стратегии социально-экономического развития, в схемы территориального планирования, далее – в планы реализации стратегий, и потом – в инструменты бюджетирования. «Любая стратегия будет работать, если документ консервативный, при котором чётко соблюдаются все договоренности», – добавил Цыбульский.

«Сегодня есть планы мероприятия по развитию стратегий, но, как правило, они носят функциональный характер и никак не связаны с бюджетированием. Любое планирование является основополаганием для бюджетирования и на федеральном, и на региональном уровнях, иначе все стратегии социально-экономического развития субъектов будут не больше, чем корпоративные документы. Именно с этой целью предполагалась унификация этого процесса, чтобы совместно с Минфином выстраивать планы по единым правилам», – заметил Александр Цыбульский.

Производственный бизнес на мозговом штурме представлял Сергей Колесников, открывший 41 завод в разных регионах страны и за границей. Он обратил внимание на жёсткую конкуренцию регионов за инвестора. Если на одной территории построен крупный завод, то в соседних регионах этого производства не будет, рынок уже занят, пояснил делоросс. Поэтому главная задача первого лица – обеспечить всем своим субъектам стойкое тактическое преимущество, объединить активы и поставить главные цели.


Алексей Праздничных представил доклад, в котором указал девять причин неэффективности региональных стратегий. Это отсутствие целого ряда условий: реального интереса и внимания со стороны руководства, амбиций для развития региона, интереса и стимулов у команды губернатора, чётких и обоснованных приоритетов, понимания шагов для достижения результатов, команды и институтов для реализации. Кроме того, стратегии бывают неэффективны из-за непонимания, что реализации стратегии – это обучение в процессе работы, из-за управления по поручениям (без фокуса на достижение целей и результатов), а также из-за того, что целевые программы и бюджет не ориентированы на получение стратегических результатов.

Согласно проведенному KPI анализу, свыше 50% официальных стратегий развития регионов разработаны 5 и более лет назад, в то время как реально работающий документ должен редактироваться ежегодно и учитывать меняющиеся социально-экономические и политические условия, рассказал Роман Караулов.

Партнёры