Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Интервью Михаила Сутягинского о бизнесе в эпоху короновируса, информационных атаках и новых проектах

Интервью Михаила Сутягинского о бизнесе в эпоху короновируса, информационных атаках и новых проектах 11 сентября 2020

Председатель Совета директоров АО «ГК «Титан» Михаил Сутягинский – человек с удивительной работоспособностью и целеустремленностью, сумевший превратить небольшую компанию в предприятие с выручкой в десятки миллиардов рублей. История его компании – это фактически история частного бизнеса в России. Тогда, в 1989 году, предпринимательство в нашей стране только зарождалось, и вместе с ней «Титан» переживал все непростые периоды истории. Лидер Группы компаний рассказал о том, что помогает «Титану» преодолевать кризисные моменты экономики, как новые реалии повлияли на бизнес-процессы и о непростом отношении к промышленникам.

— Михаил Александрович, Группа компаний «Титан» - фактически ровесник частного бизнеса в России, по истории компании можно писать историю предпринимательства в стране. Вы видели, как менялись меры поддержки, видоизменялось законодательство, возникали новые условия и вместе с ними и пути решения. С какими вызовами Вы сталкиваетесь сегодня?

— С развитием интернета мы, промышленники, столкнулись с тем, что в отношении наших проектов периодически возникают информационные атаки, направленные чаще всего не против производства, а на реализацию общественно политических амбиций тех, кто эти же атаки и создает. В период, когда идет запуск новых производств отдельные общественники действуют по простой, уже знакомой всем схеме. Это информационные вбросы, шум, нагнетание информации, комментирование в социальных сетях. Казалось бы, тема то правильная – защита экологии, а на деле мы понимаем, что у таких общественников не стоит задача разобраться в вопросах безопасности производства, а словить хайп, как говорят блогеры. А когда просто нужно удержать интерес аудитории, то в ход идут непроверенные факты, домыслы и необоснованные обвинения. Порой многие люди поддаются эмоциям и не разбираются в информации, которая не соответствует действительности, и все меньше верят экспертам. Мы работаем с таким настроением общественности, доказываем на деле, что промышленность может быть экологичной. И очень радует, что есть и действительно осознанные общественные лидеры, которые на первое место ставят вопросы экологии и безопасности, а не личные амбиции. С такими представителями мы активно работаем через наш Информационный центр, ведем разъяснительную работу, отвечаем на запросы и проводим экскурсии на предприятиях, показывая как организована работа изнутри.

— Почему, как Вы считаете, тема экологии стала такой востребованной и как участвуете в работе по снижению нагрузки на окружающую среду?

— Омск, откуда родом Группа компаний «Титан», постоянно входит в число одних из самых загрязненных городов по мнению разработчиков различных рейтингов. И омичей, их беспокойство, можно понять: все мы хотим дышать чистым воздухом. И поверьте, на омских площадках у нас работают более 3000 человек, и я заинтересован в том, чтобы наши люди жили в нормальных экологических условиях.

Уверен, что именно химическая отрасль может внести огромный вклад в процессы экологизации. Например, разработки промышленников являются основой для проектов по снижению нагрузки на окружающую среду. Это и новые виды топлива, разлагаемые материалы – и многое другое. Группа компаний «Титан», например, разработала проект «Формула чистого воздуха», в рамках которого мы комплексно подошли к проблеме загрязненности атмосферы, связанной с работой транспорта. В него мы включили экологичный вид топлива – ЭТБЭ, экоавтохимию. Это очень перспективный и важный проект для всей страны.

 

Я считаю, что экологизация – может быть и должна быть продуктивной. Это возможно, если все три важных звена – общественность, органы власти и государство – будут работать сообща, совместно. Общественность не должна видеть в заводе угрозу своему благополучию. Почему из общественников мало кто обращает внимание на успехи промышленности? Крупные налогоплательщики, за счет работы которых формируется и дорожный фонд, и содержание работников бюджетной сферы, пенсии, социальные выплаты – это, как правило, крупные предприятия. Омск – исторически промышленный город, с сильной нефтехимией. Такие предприятия – крупные работодатели, причем ответственные и соблюдающие законодательство в полном объеме. Нас, промышленников, контролируют многие ведомства и мы заинтересованы вести свою работу открыто и в рамках существующих правовых норм. «Страна живет, когда работают заводы» - несколько лет назад ОНФ организовал конференцию с таким названием. И знаете, мне очень нравится эта фраза.

Еще один важный факт – в процессе экологизации мы используем наилучшие доступные технологии, в результате которых происходит уменьшение нагрузки на окружающую среду. Например, ГК «Титан» реализует на заводе "Омский каучук" проект реконструкции кумола с узлом получения изопропилового спирта. Это проект экологический – новая технология получения кумола позволит кратно уменьшить выбросы в атмосферу и исключить образование технологических стоков.

— Если верить тем же социальным сетям, то кроме экологии, не менее популярной темой является коронавирусная инфекция, пандемия которой затронула нашу страну минувшей весной. Расскажите, как для Вашей компании прошел период коронавируса? К каким шагам в бизнесе Вас подтолкнул этот непростой период?

— Коронавирус стал для многих серьезным испытанием, мы не стали исключением, но на помощь пришли современные технологии. Мы перевели большую часть персонала Группы компаний «Титан» на дистанционный формат работы. Считаю этот опыт успешным: видеоконференции, удаленные совещания, digital-инструменты теперь прочно вошли в арсенал наших практик. Конечно, «удаленка» возможна не во всех случаях. В Группе компаний «Титан» есть непрерывные производства, и здесь сменный персонал работал по графику. Конечно, с жестким соблюдением профилактических мер.

Что касается нововведений в самом бизнесе. В период пандемии весь мир осознал, насколько важны антисептики, эта продукция моментально стала пользоваться повышенным спросом. Мы на него ответили, оперативно наладили их производство. Тем более что уже было высококачественное сырье, были производственные и фасовочные линии. В Новочеркасске у нас есть лаборатории, научная база, специалисты там разработали рецептуру антисептического средства на основе изопропилового спирта и протестировали ее. Затем массовое производство линейки антисептической продукции было в кратчайшие сроки организовано на базе нижегородского и тульского подразделений предприятия, и мы начали отгрузки потребителям.

Я считаю, что интерес к антисептикам сохранится еще долго, пока мир полностью не справится с вирусом, а наши возможности позволяют выпускать до 800 тонн в месяц. Эта новая культура поведения, социальная норма, надолго вошла в нашу жизнь.

Из-за коронавирусной инфекции мы пересмотрели стратегию использования материалов, которые будут производиться в рамках второй очереди завода «Титан-Полимер». Это наш проект в Псковской области. Пандемия ударила по всем, и средства индивидуальной защиты оказались сегодня жизненно важными. В данной ситуации мы еще раз убедились в правильности того, что предложили руководству Псковской области строить в регионе такой комплекс. Производство ПЭТ-гранул необходимо. Нетканые материалы из ПЭТ имеют больше преимуществ по сравнению с «нетканкой» из полипропилена. Уже и военные, и химики подтвердили проведенными испытаниями, что продукция из ПЭТ даже при термообработке не теряет своих функциональных возможностей и сохраняет защитные свойства даже в самый жесткий вирус. Этот завод, мы считаем, необходим всей стране.

— Говоря о рабочем процессе. Тяжело ли было соблюсти все предписанные меры безопасности и профилактики заболевания? Сложно представить, как можно изменить технический процесс, исходя из необходимости соблюдать социальную дистанцию…

— Процесс изменить нельзя, как нельзя и уменьшить количество работников в смене – речь ведь идет об управлении сложными химическими процессами. На наших производствах мы создали штабы по противодействию распространению коронавируса. На них контролируется ход выполнения профилактических мероприятий.

На всех проходных производится бесконтактная термометрия, установлены дозаторы с антисептическими средствами, работники в необходимом объеме обеспечены масками, дезинфицирующими салфетками и растворами. Систематически проводится обработка рабочих мест, дверных ручек. В помещениях и на входных группах выполнена разметка с учетом санитарной дистанции. Дистанция соблюдается и при сдаче смен.

Чтобы еще больше снизить риски, при поездках на работу мы рекомендовали пользоваться личным транспортом или служебными автобусами, маршруты которых продлили, чтобы избежать пользования общественным транспортом.

В столовых проводится обеззараживание поверхностей и посуды, установлены диспенсеры с антисептиками, составлен жесткий график для равномерного распределения потоков людей. Считаю, что ситуацию удалось удержать.

Не только экономике этой весной пришлось не просто. Лихорадило и рынок труда. В СМИ то и дело публиковались истории об отпусках без сохранения заработной платы, сокращениях, переходах на неполный рабочий день. Михаил Александрович, пришлось ли Вам сокращать работников или увольнять кого-то?

К счастью, мы сохранили четырехтысячный коллектив Группы компаний «Титан». Нефтехимические предприятия работают по непрерывному циклу, их нельзя просто взять и остановить, и потому о сокращении персонала не могло быть и речи. Мы стабильно выпускали и выпускаем продукцию. Март и апрель мы прошли на стабильно высоких нагрузках, а в мае выполнили плановый остановочный ремонт на самом своем крупном предприятии – заводе «Омский каучук». Отмечу, что в Пскове на завод «Титан-Полимер», где строится производство БОПЭТ-пленок, сейчас мы активно набираем персонал. Всего для обеспечения функционирования первой линии данного производства понадобится около 130 сотрудников рабочих профессий. Это аппаратчики, слесари, электромеханики. К нам в день на псковское предприятие приходят на собеседование около 15 человек.

Несмотря на непростую ситуацию и на то, что все силы, можно сказать, были брошены на организацию работы в условиях ограничений, Ваша компания не оставила без помощи нуждающихся представителей общества. В мае Новочеркасский завод передал партию антисептиков подопечным благотворительного фонда и воспитанникам детского приюта.

К нам часто обращаются благотворительные организации, и в меру своих возможностей мы помогаем многим. Узнав о потребностях приюта, о том, что там нужны антисептики, Новочеркасский завод смазочных материалов решил безвозмездно направить им свою продукцию. И во всех регионах присутствия наши предприятии не остаются в стороне от чужой беды: так, в Пскове в условиях борьбы с опасным вирусом «Титан-Полимер» помог врачам Пскова, передавая материалы для изготовления защитных экранов для медиков. Хоть наше предприятие в Псковской области еще не функционирует в полной мере, но мы говорим о том, что мы уже здесь и готовы делить с псковичами все радости и невзгоды.

Я уверен, что бизнес не может работать вне общества, без учета принципов корпоративной социальной ответственности. Этому правилу я следую более 30 лет– столько же работает и моя компания. Корпоративная социальная ответственность должна быть обязательным условием деятельности каждого предприятия.

— Михаил Александрович, как Вы считаете, изменят ли принцип и механизм работы предприятия после пандемии? Может, они вынесли какой-то ценный урок?

— На мой взгляд, еще рано говорить о ценных уроках. Мы еще до конца не прошли кризис эпидемиологический, который оказался сопряженным с кризисом экономическим. Но, как всегда, верным оказалось утверждение о том, что кризисы служат своеобразным окном новых возможностей – для той же, скажем, цифровой трансформации бизнеса.

— Хочется надеяться, что последствия кризиса будут недолгими. Какие планы на будущее?

— У нас на повестке дня – завершение важного инвестиционного проекта – по реконструкции производства кумола с организацией узла выпуска изопропилового спирта высшего качества, о котором я уже говорил. Сейчас мы на финишной прямой. Это проект стратегический – изопропиловый спирт является важнейшим компонентом антисептиков и автохимии. Про антисептики мы уже говорили довольно много. Скажу лишь еще, что изопропиловой спирт обладает большими антисептическими свойствами. Его мы планируем выпускать из ацетона – продукции завода «Омский каучук».

А дальше – больше. В Омской области создается особая экономическая зона «Авангард». И Группа компаний «Титан» – уже в числе якорных резидентов с проектами по углубленной переработке углеводородного сырья. Реализовать масштабные инвестиционные проекты для одного игрока – сложная задача, это возможно только в рамках партнерства с государством, на котором и строится работа особых экономических зон. Уверен, что со временем вокруг наших производств смол и поликарбонатов разместятся малые предприятия-переработчики. Таким образом, будет достигнут мультипликативный эффект – экономический, социальный и государственный. От этого выиграет и государство, и бизнес.

— Упала ли прибыль предприятий в период кризиса или на отрасли это не сильно сказалось?

— Многие компании, даже крупнейшие ВИНКи с диверсифицированным портфелем активов, по итогам первого полугодия 2020 года сообщают о сокращении выручки в сравнении с тем же периодом 2019 года. Они также говорят о необходимости корректировки и производственных, и инвестиционных планов.

На всех кризис сказался по-разному, однако у крупного бизнеса есть повышенная ответственность перед государством и обществом. Так вот ГК «Титан» в январе-июне 2020 года заплатила в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды на 40% больше, чем в те же периоды 2018 и 2019 годов.

— Михаил Александрович, как вы считаете, кому труднее переживать такой непростой этап – крупным промышленным компаниям или малому бизнесу?

— Трудно всем: малому бизнесу, особенно если он заточен под b2c в условиях, когда люди реально стали меньше покупать и заказывать. Безусловно, государство должно таким предпринимателям помогать, налоговые или кредитные каникулы позволят поддержать их на плаву. Крупный промышленный бизнес в условиях волатильности курса рубля, колебаний цен на нефть и неустойчивости сырьевых рынков, также крайне уязвим. Прибавьте к этому миллиардные кредитные обязательства для нужд инвестпроектов, необходимость обслуживать и модернизировать производственные фонды и сохранять рабочие места. Другое дело, что все-таки крупному бизнесу легче достучаться до государства – через отраслевые объединения или деловые сообщества.

Snob.ru

Партнёры