Колонка члена генерального совета «Деловой России» Анны Надобных
Руководитель просит вас наладить управленческий учет – что делать? Паниковать, конечно же. Минут 15, не больше. Потом возьмите себя в руки и делайте все по моей инструкции. Это легче, чем кажется.
В небольших компаниях директор принимает управленческие решения интуитивно. У него есть план по выручке и затратам. Но он не умеет проверять, что из задуманного получилось, а что – нет. И если в компании нет финансовой службы, все вопросы приходится решать главбуху: как рассчитать себестоимость и рентабельность по проектам, объектам и продуктам; как определить вклад каждого акционера в общий результат, привлечь финансирование, оптимизировать трудозатраты для подготовки отчетности и т. д.
По большому счету, руководитель требует от главбуха вести еще один дополнительный учет – управленческий. И это совсем не прихоть. Скажу по своему опыту: такой учет позволяет любой компании увеличить прибыль до 30 процентов.
Как видите, дело ответственное. Но особенность управленческого учета в том, что здесь нет готовых шаблонов и форм отчетности. Главбух может вести учет так, как ему сподручнее. Метод первый - сформировать правила учета, исходя из них строить любую отчетность. Метод второй - собирать данные из разных IT-систем по мере надобности. У каждого метода есть свои достоинства и недостатки (см. таблицу).
Два метода управленческого учета: плюсы и минусы
Метод |
Плюсы |
Минусы |
Сформировать единые правила учета |
|
|
Собирать данные по мере надобности |
|
|
Я выбрала для себя первый вариант. Дальше расскажу о нем подробнее. Но для начала поясню, для чего нужен управленческий учет – ведь есть бухгалтерский и налоговый.
Государству важно собрать налоги, оно не погружается в детали бизнеса. У руководства компании иная мотивация — успешное развитие. И чтобы принимать верные решения, директору требуется более детальный уровень аналитики, чем в налоговой отчетности. Нужна своя собственная система внутреннего контроля: учет в разрезе подразделений, видов деятельности, статей доходов и затрат и пр.
Любая отчетность ищет ответы вопросы: какая сумма? в каких разделах и в каких отчетных формах? как анализировать данные? Ответ на каждый из этих вопросов может отличаться в зависимости от того, для кого он предназначен: для госорганов или внутреннего пользования. И тут возникает разница в учете.
Для управленческого учета нет готовых шаблонов – каждая компания индивидуальна. Но не пугайтесь, все не так сложно, как кажется. Используйте мою структуру шаг за шагом и у вас все получится.
Шаг 1: Составьте табличку с требованиями
Спросите себя: для чего вы это делаете? Составьте табличку по требованиям, которые сформулировали директор или собственники компании:
И можете себя поздравить — вы уже создали структуру отчета.
Шаг 2: Создание методологии
Далее распишите подробно методологию управленческого учета:
Многие компании ведут учет в нескольких разрозненных системах: 1С:Предприятие, 1С:ЗУП и др. Распишите, данные каких программ вы будете брать для управленческого учета. Решите, как вы будете использовать эти данные:
Определите состав отчетных форм и согласуйте его с руководством и собственниками.
Шаг 3. Необязательно, но важно: автоматизируйте управленческий учет!
Очень полезный , хоть и необязательный, шаг – от него зависит ваша рабочая нагрузка!
Я проанализировала рынок ИТ-систем и выяснила, что зачастую компании автоматизируют только отчет о движении денег. Загружают банковскую выписку и останавливаются на этом.
Более прогрессивные организации используют второй вид автоматизации, когда все алгоритмы заложены в программном коде IT-системы. Минус в том, что вшитые в программу правила учета не всем подходят и их сложно изменить.
Я считаю, что оптимальным для вех компаний будет третий вид автоматизации. В таких IT-системах используются алгоритмы “low code”. По-русски – «без программирования». Пользователь может самостоятельно все настроить под свои нужды и не обращаться каждый раз к разработчикам. К примеру, сервис «Galochka», который позволяет вести управленческий и финансовый учеты и МСФО.
Он соберет данные из разных информационных систем вашей компании. Настраивать аналитику и изменять данные вы сможете самостоятельно, без помощи программистов. Отчетность в «Galochkе» формируется с помощью удобных взаимосвязанных шаблонов, которые вы сами настроите.
Перечислю основные процессы, которые нужно автоматизировать в управленческом учете:
Если все требования настроили верно, создать отчет для вас будет делом пары минут . Главное — правильно выбрать программу для автоматизации.
При выборе системы обязательно запросите у разработчиков методологию, по которой они реализовывали учетные правила. И если она соответствует вашей хотя бы на 80 процентов, то можете приобретать программу.
Не забывайте, что управленческий учет — динамично развивающийся организм. Вам периодически придется вносить изменения под новые запросы руководства. Идеально, когда ваша программа позволяет через настройки создавать новые и менять существующие правила учета. Именно поэтому я выбрала для себя «Галочку». Дело за вами.