Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Маршрут для инвестиций

Маршрут для инвестиций 21 ноября 2019

Колонка члена генерального совета «Деловой России» Алексея Порошина

Национальные цели развития предполагают рост доли инвестиций в ВВП России до 25%. 3 декабря Госдума должна рассмотреть в первом чтении правительственный законопроект о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), который, в случае принятия, может вступить в силу уже с 1 января 2020 года. Своим мнением о возможном эффекте СЗПК поделился член генсовета «Деловой России», председатель правления АНО «Центр экономического роста» Алексей Порошин.

Несмотря на постоянный номинальный рост, доля капиталовложений в экономике не растет. Долгосрочное развитие требует других индикаторов. Плотность инвестиционных усилий в России находится на среднемировом уровне: инвестиции в основной капитал составляют 17% ВВП. Это прямые инвестиции, направленные на создание основных фондов. Из них инфраструктурных и государственных инвестиций менее половины. Остальное – это затраты частного капитала на проекты развития. По нашим расчетам, доля прямых инвестиций должна быть не менее 20,5% ВВП. При этом, уже сегодня объемы госинвестиций растут медленнее совокупного прироста капиталов.

Государство не справляется в одиночку. Для этого был разработан отдельный закон поощрения капиталовложений. По замыслу, в ближайшие 5 лет их прирост должен составить 30 трлн руб. По расчетам ЦЭР.РФ, экономика станет инвестиционной только при достижении прироста инвестиций в 34 трлн руб. Новый закон СЗПК направлен именно на это – построение инвестиционной экономики. В законе оговорены сроки соглашений государства и бизнеса – это 6, 15 и 20 лет.

Инвестиции в любой экономике представляют собой смешение капиталов разной длины и интенсивности. Доля МСП в таких капиталах примерно 10%. Это «короткий» и маленький капитал. Для средних предприятий характерны инвестиции 35-60 млн руб. в один проект, для малых предприятий – 3-7 млн руб. в один проект. Микропредприятия и вовсе вкладывают по несколько сотен тысяч рублей. Срок окупаемости редко превышает 3-4 года. Это нижний край шкалы инвестиций.

Проекты ГЧП, то есть «длинный» и крупный капитал, сегодня растут очень быстро и занимают уже более 10% всех капиталовложений. Здесь средний проект редко опускается ниже 6-8 млрд руб. Наиболее характерны значения 20-30 млрд за один проект. Окупаемость – не менее 15 лет. Еще 18% это прямые вложения из государственных бюджетов всех уровней. Этим деньгам не нужны отдельные законы.

Выходит, что почти 40% капиталовложений закон не коснется. В оставшихся 60% по-прежнему будет mix из капиталов разной длины. В нашей практике средний запрос от инициаторов и инвесторов  по окупаемости – около 8 лет, что не вписывается в предусмотренные законе временные рамки. Следовательно часть инвестиций не попадет под действие СЗПК по этой причине. По нашему прогнозу, в лучшем случае половина всех инвестиций будет охвачена новым законом. И, тем не менее, это очень хороший результат.

Теперь поговорим об индикаторах и, конечно, о путях выходах из этого замкнутого круга. Задачи закона – нарастить инвестиции на 30 трлн руб. На половину капиталов закон не повлияет. Это значит, что те капиталы, на которые  он ориентирован (50% от 17,5 трлн в 2018 году это около 9 трлн рублей) необходимо увеличить более, чем в четыре раза. Правда, вмешается и инфляция. Поэтому прирост должен быть скромнее – примерно втрое.

Как этого добиться, как убедить бизнес вкладывать в три раза больше, чтобы увеличить долю капиталовложений? На мой взгляд, решения очевидны: подготовка инвестиционных маршрутов и определение точных направлений приложения инвестиционных усилий; подготовка типовых быстро просчитываемых модельных проектов; реализация профессионального проектного офиса по подготовке нулевой фазы проектов для ускорения принятия решений по проектам и сокращения рисков для капиталов. Считаю, что за счет такой работы задачи нового закона СЗПК смогут реализоваться.

Партнёры