RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Маршрут для инвестиций

Маршрут для инвестиций 21 ноября 2019

Колонка члена генерального совета «Деловой России» Алексея Порошина

Национальные цели развития предполагают рост доли инвестиций в ВВП России до 25%. 3 декабря Госдума должна рассмотреть в первом чтении правительственный законопроект о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), который, в случае принятия, может вступить в силу уже с 1 января 2020 года. Своим мнением о возможном эффекте СЗПК поделился член генсовета «Деловой России», председатель правления АНО «Центр экономического роста» Алексей Порошин.

Несмотря на постоянный номинальный рост, доля капиталовложений в экономике не растет. Долгосрочное развитие требует других индикаторов. Плотность инвестиционных усилий в России находится на среднемировом уровне: инвестиции в основной капитал составляют 17% ВВП. Это прямые инвестиции, направленные на создание основных фондов. Из них инфраструктурных и государственных инвестиций менее половины. Остальное – это затраты частного капитала на проекты развития. По нашим расчетам, доля прямых инвестиций должна быть не менее 20,5% ВВП. При этом, уже сегодня объемы госинвестиций растут медленнее совокупного прироста капиталов.

Государство не справляется в одиночку. Для этого был разработан отдельный закон поощрения капиталовложений. По замыслу, в ближайшие 5 лет их прирост должен составить 30 трлн руб. По расчетам ЦЭР.РФ, экономика станет инвестиционной только при достижении прироста инвестиций в 34 трлн руб. Новый закон СЗПК направлен именно на это – построение инвестиционной экономики. В законе оговорены сроки соглашений государства и бизнеса – это 6, 15 и 20 лет.

Инвестиции в любой экономике представляют собой смешение капиталов разной длины и интенсивности. Доля МСП в таких капиталах примерно 10%. Это «короткий» и маленький капитал. Для средних предприятий характерны инвестиции 35-60 млн руб. в один проект, для малых предприятий – 3-7 млн руб. в один проект. Микропредприятия и вовсе вкладывают по несколько сотен тысяч рублей. Срок окупаемости редко превышает 3-4 года. Это нижний край шкалы инвестиций.

Проекты ГЧП, то есть «длинный» и крупный капитал, сегодня растут очень быстро и занимают уже более 10% всех капиталовложений. Здесь средний проект редко опускается ниже 6-8 млрд руб. Наиболее характерны значения 20-30 млрд за один проект. Окупаемость – не менее 15 лет. Еще 18% это прямые вложения из государственных бюджетов всех уровней. Этим деньгам не нужны отдельные законы.

Выходит, что почти 40% капиталовложений закон не коснется. В оставшихся 60% по-прежнему будет mix из капиталов разной длины. В нашей практике средний запрос от инициаторов и инвесторов  по окупаемости – около 8 лет, что не вписывается в предусмотренные законе временные рамки. Следовательно часть инвестиций не попадет под действие СЗПК по этой причине. По нашему прогнозу, в лучшем случае половина всех инвестиций будет охвачена новым законом. И, тем не менее, это очень хороший результат.

Теперь поговорим об индикаторах и, конечно, о путях выходах из этого замкнутого круга. Задачи закона – нарастить инвестиции на 30 трлн руб. На половину капиталов закон не повлияет. Это значит, что те капиталы, на которые  он ориентирован (50% от 17,5 трлн в 2018 году это около 9 трлн рублей) необходимо увеличить более, чем в четыре раза. Правда, вмешается и инфляция. Поэтому прирост должен быть скромнее – примерно втрое.

Как этого добиться, как убедить бизнес вкладывать в три раза больше, чтобы увеличить долю капиталовложений? На мой взгляд, решения очевидны: подготовка инвестиционных маршрутов и определение точных направлений приложения инвестиционных усилий; подготовка типовых быстро просчитываемых модельных проектов; реализация профессионального проектного офиса по подготовке нулевой фазы проектов для ускорения принятия решений по проектам и сокращения рисков для капиталов. Считаю, что за счет такой работы задачи нового закона СЗПК смогут реализоваться.

Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Партнёры