RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Медиация – цивилизованный способ разрешения конфликтов

Медиация – цивилизованный способ разрешения конфликтов 11 июля 2019

Медиация –  с точки зрения юриспруденции самый молодой институт в России.

В связи с этим, как сам термин «медиация», так и предоставляемые ею преимущества у нас в стране не всем знаком, особенно среди представителей бизнеса. Безусловно, незнание сдерживает ее развитие и предопределяет выбор при разрешении конфликтов в сторону традиционного обращения в суд, обрекая участников спора на длительные и выматывающие судебные баталии, отнимающие время и средства от реального бизнеса.

Давайте разберемся, что же это за механизм, какие условия его применения, какие преимущества он имеет и что это за человек, называющий себя – «медиатором».

В 2010 году на федеральном уровне были установлены условия реализации механизма медиации, принципы деятельности медиаторов и требования к ним – Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В самом названии закона кроется суть медиации, определенная как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника.

Суть процедуры заключается в создании условий для урегулирования конфликта сторонами самостоятельно. Обеспечение таких условий является основной задачей независимого посредника — медиатора. Медиация направлена не только на разрешение спора, но и на предупреждение дальнейших противоречий во взаимоотношениях сторон.

Медиация применима, как в отношениях между гражданами, так и организациями, категория спора между которыми позволяет его разрешение путем рассматриваемого примирительного механизма с участием посредника, иными словами «медиабельный спор». Например, если сторона не осознает или не контролирует свои действия или же в споре участвует несовершеннолетний ребенок, такой спор не может быть разрешен путем медиации. Соответственно, основное условие для проведения процедуры медиации – это объективное, намеренное, добровольное желание обеих сторон разрешить спор цивилизованно.

«Медиабельные» споры возникают из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений. Закон ограничивает возможность применения медиации только в случаях если споры затрагивают интересы третьих лиц, не участвующих в медиации, или публичные интересы.

В связи со вступлением в силу Закона о медиации были внесены соответствующие изменения в процессуальные кодексы РФ – гражданский и арбитражный, а также в ФЗ «О третейских судах». Так как медиация может проводиться не только до подачи иска в суд, но и в процессе его рассмотрения, судьями судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских предлагается сторонам воспользоваться процедурой медиации, особенно настоятельно, в тех случаях, когда очевидно, что разрешение спора возможно мирным путем. В результате реализации процедуры медиации судом утверждается медиативное соглашение – документ, отражающий результат урегулирования конфликта в качестве мирового.

Кроме того, именно на суды возлагается просветительская работа в сфере медиации: создание и размещение на стендах, сайте информационных материалов о процедуре, законе, открытие примирительных комнат. Такие комнаты в настоящее время существуют практически во всех судах, но, к сожалению, в связи с недостаточной популярностью медиации среди потенциальных «спорщиков», практика разрешения конфликтов с использованием этого механизма весьма скупа. Но даже в имеющейся немногочисленной практике следует отметить наличие только положительных эмоций участников спора от достигнутого результата.

Хотелось бы привести один из последних примеров разрешения конфликта между двумя крупными компаниями, длительное время находившимися в судебном споре об авторских правах на товарный знак. В случае доведения судебного разбирательства до завершения, скорее всего – одна из сторон была бы признана незаконно использующей объект спора – товарный знак и потерпела бы существенные убытки, а также понесла бы  репутационные риски. Вместе с тем, вследствие заключения мирового соглашения, со слов руководителей обеих сторон, они не имеют никаких претензий по отношению друг к другу и более того, достигнуто соглашение о дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве.

Кто же эти люди – медиаторы? Какими специальными знаниями они должны обладать? В первую очередь, это очень хорошие психологи. Обязательно ли они должны иметь юридическое образование? Нет! Согласно Закона о медиации – осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, длительностью не менее 120 часов. В настоящее время курсы подготовки медиаторов имеются во многих высших учебных заведениях, имеющих факультеты психолога. Следует отметить, курсы, проводимые на базе Торгово-промышленной палаты. По мнению, профессиональных медиаторов, на сегодняшний день – это самый качественный уровень образования в сфере медиации.

Центр правовой поддержки бизнеса Московской Деловой России, руководителем которого я являюсь, в настоящее время прорабатывает вопрос об открытии курсов подготовки медиаторов на нашей площадке с привлечением к обучению высокопрофессиональных коучей.

Почему было принято такой решение? Ответ простой – как показывает практика, в связи с резко увеличивающейся загрузкой судов решение дел в судах на протяжении многих месяцев или даже лет становится слишком затратной для бизнеса процедурой. К тому же все больше предпринимателей приходят к выводу, что победа в суде не гарантирует ничего, что исполнительный лист, полученный после многолетних судебных тяжб, в действительности является не окончанием, а только началом борьбы за реальное получение денег или имущества. Поэтому предприниматели начали задумываться о медиации, как о конфиденциальном и эффективном способе урегулирования конфликтов на основе прямых переговоров участников спора при содействии медиатора.

Считаю, что медиация должна активнее применяться бизнесменами как в спорных ситуациях, так и при медиационном сопровождении больших проектов со многими участниками и заинтересованными лицами.

Источник - Международный антикоррупционный портал. 

«Деловая Россия» предложила увеличить нормативы утилизации РОП на выставке ИННОПРОМ-2019
На базе площадки представители органов власти, бизнеса, научного сообщества и профильных организаций обсудили новейшие технологии и разработки в сфере промышленности.
Санкционные продукты получили поддержку в правительстве
Возможно ли смягчение политики продовольственного эмбарго
Сделка лета
Предприниматели Бахрейна готовы инвестировать в Крым €500 миллионов
Главными поставщиками микроэлектроники в Россию оказались три страны Азии
Правительство определило ведомства, которые попадут под регуляторную гильотину
Все их требования должны быть пересмотрены до 2021 года
Актуарные цифры
Соцстрахование планируют перевести на принципы ОСАГО
Эксперты Титова раскритиковали ЦБ за неправильную борьбу с инфляцией
Инфляция в России в основном складывается из немонетарных факторов - например, роста тарифов и налоговой нагрузки, утверждают эксперты института Бориса Титова. А Центробанк ошибочно борется с ней монетарными методами, пишут они
Партнёры