RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Межведомственная рабгруппа Титова – Онищенко обсудила агрокластеры

Межведомственная рабгруппа Титова – Онищенко обсудила агрокластеры 02 ноября 2018

1 ноября прошло заседание подгруппы по кластерной политике и территориально-отраслевым проектам Межведомственной рабочей группы (МРГ) по разработке «дорожной карты» по обеспечению устойчивого экономического роста несырьевого сектора экономики России по сектору «АПК, зелёные биотехнологии, сельхозмашиностроение». Возглавляют МРГ сопредседатель «Деловой России» Борис Титов и руководитель Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко. «Дорожная карта» разрабатывается на базе ключевых решений «Стратегии роста».

От «Деловой России» в заседании подгруппы приняли участие члены генсовета Борис Горкунов и Михаил Фомичёв, вице-президент Анастасия Алехнович, председатель подкомитета по хлебопечению Юрий Кацнельсон и другие.

Основные KPI из ранее разработанной «Стратегии роста» в 2018 году были включены в указ и послание президента РФ Федеральному собранию. В частности, одними из ключевых целей экономической политики были признаны вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира и выход на темпы экономического роста выше среднемировых; наращивание инвестиций в основной капитал и повышение до 25% их доли в ВВП; увеличение вклада малого предпринимательства в ВВП страны до 40% и т.д.

По поручению Владимира Путина работа МРГ была продолжена. Рабочая группа в обновлённом  составе, в который вошли представители ключевых министерств, Центробанка, ФНС на уровне замруководителей, получила новое задание. Задача – разработать конкретную «дорожную карту» по обеспечению устойчивого роста несырьевого сектора экономики. Одним из ключевых направлений работы стала подгруппа по кластерной политике и территориально-отраслевым проектам, а том числе по сектору «АПК, зелёные биотехнологии, сельхозмашиностроение».

Данная отрасль обладает огромным потенциалом развития. Общий вес в экономике России, по данным ФНС, по числу официально зарегистрированных рабочих мест составляет 10,5%, по величине добавленной стоимости – 3,1%, по количеству предприятий – 1,68%. Сегодня АПК и смежные отрасли – одни из немногих отраслей, которые демонстрируют не падение производства, а рост, хотя и небольшой. Впрочем, производство выросло благодаря контрсанкциям (запрету на ввоз импортных продуктов) и девальвации рубля.

В рамках заседания обсуждались две кластерные инициативы, способные войти в число опорных проектов, которые дадут максимальный вклад в экономический рост:

1) «Мясной кластер в Калмыкии». В регионе присутствует 2053 предприятия, специализирующихся на разведении крупного рогатого скота, овец и коз. На данный момент Республика Калмыкия – лидер в сфере разведения крупного рогатого скота, однако в регионе отсутствуют мощности для первичной переработки мяса, что заставляет фермеров продавать свой скот в соседние субъекты по низким ценам.

2) «Растениеводческий кластер Тамбовской области». Наиболее значимыми отраслями в экономике Тамбовской области являются сельское хозяйство, обрабатывающие производства и строительство. 1525 предприятий, зарегистрированных в Тамбовской области, специализируются на выращивании зерновых, зернобобовых, семян масличных культур. 240 предприятий специализируются на выращивании овощей. С учётом того, что Тамбовская область традиционно является регионом с выраженной аграрной направленностью экономики, развитие АПК признано приоритетным направлением развития региона. Наблюдается существенный рост объёмов инвестиций в агропромышленный комплекс региона.

В ходе заседания участники отметили, что российские земельные ресурсы, огромная ёмкость внутреннего рынка и экспортный потенциал располагают к более высоким объёмам сектора сельского хозяйства. Однако основные проблемы бизнеса не решаются. Административное давление по-прежнему увеличивается, особенно чувствует это малый бизнес. Инвестиционная активность и объём кредитования падают третий год подряд из-за высоких процентных ставок и трудностей в привлечении заёмных средств. Земельно-имущественные вопросы так и не решены: 67% земель сельхозназначения – в собственности государства, сохраняются административные барьеры при покупке земли, специальная кадастровая оценка не разработана, порядок продления договоров аренды сельхозземель и определения ставок аренды по-прежнему является почвой для коррупции, во многих регионах арендная плата за использование муниципальных земель сельскохозяйственного назначения многократно повышена в угоду краткосрочным фискальным интересам. Производства по глубокой переработке сельхозсырья не создаются. Россия по-прежнему продаёт сырьё и биржевой товар за границу, теряя прибыль и не создавая рабочие места, а впоследствии всё возвращает втридорога как готовый продукт.



В ходе заседания было указано и на проблемы агрономии: не решаются задачи селекции, генетики, сельскохозяйственного почвоведения. Россия пользуется устаревшими технологиями и устаревшей инфраструктурой. Частные инвестиции в эту сферу не привлекаются, а государственные не эффективны.

Существуют проблемы и в сбыте сельхозпродукции: в большинстве регионов не налажена транспортно-логистическая инфраструктура, ликвидированы рынки, ярмарки выходного дня, нестационарные торговые объекты. Из-за этого сократились сбытовые сети для малого и среднего бизнеса.

Институт экономики роста совместно с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей предложил 10 ключевых решений для решения всех этих проблем  –«дорожную карту» по активизации потенциала АПК и смежных отраслей:

1) активизировать работу по вовлечению в оборот земель, находящихся в госсобственности;

2) ограничить рост кадастровой стоимости земли и ставок аренды земельных участков;

3) развернуть масштабную программу по кредитованию в АПК (в том числе лизинг, факторинг и прочее), создать земельный банк;

4) повысить эффективность государственных и региональных программ поддержки сельхозпроизводителей;

5) провести кампанию по финансовому оздоровлению АПК (в том числе провести анализ текущей эффективности предприятий);

6) стимулировать частные инвестиции в современные технологии в сфере селекции и генетики, ветеринарии, исследования почв и пр.;

7) стимулировать создание новых производств, ориентированных на глубокую переработку сельхозсырья;

8) активизировать потенциал новых рыночных ниш, в которых Россия может быстро стать мировым лидером, – аквакультуры и органического земледелия;

9) объявить приоритетом развитие кооперации, малых форм сельхозпроизводства. Создать для малых сельхозпроизводителей систему заготовки, переработки и сбыта продукции;

10) снизить административную нагрузку на бизнес и не допускать роста его затрат на выполнение обязательных требований.

В рамках работы подгруппы по кластерной политике и территориально-отраслевым проектам МРГ до середины ноября также пройдут заседания по следующим секторам: «Компании, работающие в отраслях, относящихся к сектору цифровой экономики», «Предприятия и проекты по углублению переработки природных ресурсов», «Производство медицинского оборудования, фармацевтика, белые биотехнологии, медицинские учреждения», «Транспортное и автомобилестроение, логистические компании, транспортные компании», «Станко- и приборостроение, энергетическое машиностроение», «Авиа- и космическая отрасль, ОПК и смежные гражданские сектора».

С середины ноября группа займётся анализом потенциальных эффектов от реализации приоритетных направлений развития отраслей экономики и выработка решений по снижению барьеров развития отраслей, в том числе в рамках утвержденных федеральных проектов. Проект «дорожной карты» будет внесен в правительство РФ в феврале 2019 года.

Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Партнёры