d
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Публикации » Минэкономразвития потеряло контроль над закупками

Минэкономразвития потеряло контроль над закупками 18 апреля 2017

Их куратором официально стал Минфин

Президент подарил министру финансов Антону Силуанову госзакупки на день рождения - шутили заказчики 12 апреля, когда передачу регулирования от Минэкономразвития к Минфину одобрил Владимир Путин. 14 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, меняющее положения обоих министерств (официально оно опубликовано в понедельник).

Кто будет курирующим замминистра финансов, еще не решено, говорят два федеральных чиновника и один региональный. Курировавший госзакупки в Минэкономразвития замминистра Евгений Елин отказался от комментариев. Он останется в Минэкономразвития, знает федеральный чиновник, в Минфин раньше искали человека со стороны - может быть, из региона, например из Московской области. Возможно, курирующего министра и не будет, знает другой чиновник.

Кандидат на должность директора департамента - Татьяна Демидова, говорят три федеральных чиновника. Сейчас она возглавляет управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по контролю размещения госзаказа. Дозвониться до нее вчера не удалось. Представитель ФАС это не комментирует.

Представители и Минфина, и Минэкономразвития не ответили вчера "Ведомостям", как будет решен вопрос о кадрах. Видимо, численность не будет передаваться, но некоторые люди из Минэкономразвития перейдут в Минфин, предполагает федеральный чиновник.

Лишить Минэкономразвития полномочий по регулированию закупок в октябре предложил министр открытого правительства Михаил Абызов в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Госзакупки - это расходы бюджета, за бюджет отвечает Минфин, значит, и госзакупки надо передать ему, писал Абызов, а по принципу одного окна он должен регулировать и закупки естественных монополий. В постановлении правительства говорится только о госзакупках. Но отдельного пункта о регулировании закупок госкомпаний в положении о Минэкономразвития не было.

В феврале Шувалов принял принципиальное решение о передаче полномочий. Претензии Минэкономразвития не предъявлялись, говорит участник совещания, основной посыл был - объединить в одном месте и контроль за Единой информационной системой (за ее работой следит казначейство), и нормативное регулирование. Передать регулирование показалось проще, констатирует федеральный чиновник. В начале года с Единой информационной системой возникли проблемы из-за интеграции с электронным бюджетом и введения обязательного контроля планов закупок. 40% госзаказчиков не могут провести закупку из-за новых правил, сообщило Минэкономразвития в начале марта. Представитель секретариата Шувалова не прокомментировал этот вопрос.

Закон о контрактной системе, подготовку которого курировало Минэкономразвития и пришедший в 2014 г. на смену закону о госзаказе (94-ФЗ), должен был позволить контролировать все от планирования до использования купленного товара или услуги, повысить конкуренцию и упростить доступ бизнеса к торгам. Но цели, стоявшие перед новым законом, не достигнуты, говорила ране Ольга Анчишкина, эксперт ООН по публичным закупкам и бывший директор департамента Минэкономразвития (в 2011 г.). Реформа еще идет, отвечал на критику Елин.

А масштабные поправки о закупках госкомпаний, встретив их сопротивление, зависли в Госдуме на полтора года. В итоге Минэкономразвития согласилось смягчить их. В госкомпаниях есть советы директоров и не нужен "дядька с дубиной в виде контрактной системы", говорил Елин в интервью "Ведомостям".

Демидова в качестве директора департамента усилит позиции антимонопольной службы, это может привести к ужесточению поправок в закон о закупках госкомпаний, говорит федеральный чиновник. ФАС настаивала на сближении рамочного закона для госкомпаний с более строгим законом о госзакупках. ФАС надеется, что организационные мероприятия пройдут быстро, чтобы принять все поправки как можно скорее, говорит замруководителя службы Рачик Петросян. Возможное назначение Демидовой он не комментирует.

Приоритетом должны стать работа над каталогом, развитие электронных закупок и совершенствование методики определения цены, с которой начинаются торги, считает Абызов. Кризис Единой информационной системы в начале 2017 г. должен был подействовать отрезвляюще, Минфин будет избегать революционных мер, полагает омбудсмен по закупкам Сергей Габестро.

Поставлена точка в давнем противостоянии министерств по вопросам закупок, говорит член экспертного совета при Минэкономразвития Иван Бегтин. Но качественные изменения будут, только когда чиновники поймут, что госзаказ - не инструмент бюджетной экономии, а механизм для управления развитием экономики, добавляет он.

Екатерина Мереминская, Ведомости

Партнёры