RU / EN

Нагрузка на ось 22 марта 2017

Член президиума генсовета «Деловой России», президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников:

Для большинства наших сограждан весна ассоциируется с первой зеленью, прилетом птиц и наступлением долгожданного тепла. Но для многих бизнесменов, работающих в сфере производства или логистики, ассоциации совсем не столь радужные. Весна означает наступление периода просушки дорог. В весенние месяцы в большинстве регионов Российской Федерации на 1 – 1,5 месяца вводятся ограничения по допустимой нагрузке на ось транспортного средства. Последние 3 года ограничения максимального веса на весенний период не вводились на Федеральных автодорогах, при этом областные администрации издавали специальные постановления о закрытии трасс, которые действовали на дорогах регионального и местного значения. Под запрет попадали даже порожние грузовики грузоподъемностью от 10 тонн.

Конечно, весной в силу климатических особенностей дороги уязвимы для разрушения. По данным экспертов ФАУ «РосдорНИИ» способность грунта воспринимать нагрузки от автотранспортных средств в весенний период снижается на 50-70%. Для того, чтобы снизить необходимость последующих ремонтов, и вводятся ограничения на проезд.

Казалось бы, что в этом такого? На самом деле такие ограничения ведут на многих предприятиях к остановке или снижению объемов производства. Это означает отправку рабочих в отпуска, более низкие заработные платы. Для регионов это ведет к недопоступлениям в бюджет, причем упускаемые средства как раз и могли бы направляться на улучшение качества дорог. Страдают и другие отрасли экономики. Например, весной для строительства начинается «горячий» сезон, когда требуется поставка большого количества строительных материалов в разные города нашей страны, на объекты, строящиеся как на бюджетные, так и на заемные средства. Фактически для ряда объектов это становится невозможным. И никто не считает потери бизнеса: и тех кто производит, кто был вынужден остановить производство, а потом вложить новые инвестиции в перезапуск своих автоматизированных производств, и тех, кто не получил вовремя материалы на объект или был вынужден закупить продукцию по более высокой цене, т.к. в связи с закрытием дорог транспортная составляющая в стоимости готовых строительных материалов возрастает в разы.

В этом году ситуация может осложниться еще больше. Федеральное Дорожное Агентство «Росавтодор» разработало и направило на общественное обсуждение проект приказа «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2017 году». Проектом приказа на большинстве участков федеральных дорог почти во всех субъектах РФ устанавливаются ограничения осевой нагрузки: 6 тн – для одиночной оси, 5 тн – для двухосной тележки, 4 тн – для трехосной тележки. В условиях действия данных ограничений производители промышленной продукции будут вынуждены использовать не более 30% номинальной грузоподъёмности транспортных средств.

И это значит, что в 2017 году на 1,5 месяца будут закрыты не только местные дороги, но и все ключевые федеральные трассы.

Переход промышленных предприятий в период действия весенних ограничений на использование малотоннажной техники не может рассматриваться в качестве альтернативы, т.к. вместо одной фуры для перевоза грузов в среднем может понадобиться 7-10 малотоннажных грузовиков, что приведет в целом по стране к ухудшению экологической и транспортной обстановки за счет проезда большего количества техники, увеличению нагрузок на дорожное полотно, неизменному росту тарифов на перевоз промышленных товаров, а также, опять как следствие, к значительному повышению отпускных цен на готовую продукцию (не менее, чем в 2 раза).

А с учетом того, что на международные перевозки не распространяются временные ограничения движения в весенний период, то это неизбежно приведет к росту импорта готовой продукции, что негативно скажется на политике импортозамещения.

При этом не надо забывать, что многие субъекты в обязательном порядке введут ограничения для проезда по региональным и муниципальным дорогам. Так в 2016 году в Ярославской, Ленинградской, Ульяновской областях, Башкирии были установлены такие ограничения, которые просто запретили проезд грузового транспорта.

Наличие качественной дорожной сети, является принципиально важным условием для эффективного развития экономики любого государства. Особенно это касается страны с такой площадью территории, как Российская Федерация. Мы много говорим о низком качестве отечественных дорог, о недостаточности трасс с твердым дорожным покрытием. Но в итоге на 1 – 1,5 месяца отечественные производители и перевозчики в принципе лишаются доступа к транспортным артериям.

В последнее время власть начала слышать бизнес, и в вопросе весенних ограничений перевозок предприниматели надеются на возможность достижения компромисса. Мы предлагаем в качестве минимального порога значений осевой нагрузки рассматривать следующие цифры: 7 тн/ось – для одиночной оси; 6 тн/ось – для сдвоенных осей; 5 тн/ось – для строенных осей. Данные значения помогут снизить нагрузку от грузового транспорта на дорожное полотно в период весенней распутицы и позволят избежать фактического запрета на перевоз промышленных грузов, что может стать реальной антикризисной мерой поддержки производственного сектора экономики страны.

Российская газета

Партнёры