RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » НАИЗ поддерживает инициативу Минэкономразвития России по ведению реестра жалоб и судебных решений

НАИЗ поддерживает инициативу Минэкономразвития России по ведению реестра жалоб и судебных решений 24 июля 2015

Сергей Габестро: "Отсутствие информации о решениях контрольных органов, отмененных по решению суда, имеет решающее значение для формирования единой правоприменительной практики контрольных органов различного уровня"

Экспертами Ассоциации участников торгово-закупочной деятельности и развития конкуренции "Национальная ассоциация институтов закупок" полностью поддерживается принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний".

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый общедоступный электронный банк данных по решениям контрольных органов в сфере закупок.

Административный регламент Федеральной антимонопольной службы предусматривает состав и сроки размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации только о поступлении и рассмотрении жалоб, но на практике публикация таких сведений может носить некорректный характер, связанный с:

1) нарушением сроков размещения документов либо их неразмещением;

2) размещением документов в нечитаемом формате либо в формате, недоступном для скачивания;

3) отсутствием информации о решениях контрольных органов, отмененных по решению суда.

"Отсутствие информации о решениях контрольных органов, отмененных по решению суда, имеет решающее значение для формирования единой правоприменительной практики контрольных органов различного уровня", - подчеркнул генеральный директор НАИЗ, член генсовета "Деловой России" Сергей Габестро.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Таким образом, решение контрольного органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано и отменено в судебном порядке, как не соответствующее действующему законодательству. При этом окончательное решение по конкретной закупке может быть принято по итогам рассмотрения дела несколькими судебными инстанциями.

"В связи с этим объективная и прозрачная правоприменительная практика по рассмотрению жалоб в сфере закупок может быть сформирована только с учетом деятельности судебных органов в указанной сфере", - отметил член генсовета "Деловой России" Сергей Габестро.

Заказчики и поставщики должны иметь возможность получать достоверную и объективную информацию о формировании правоприменительной практики, складывающейся в Российской Федерации по отдельным вопросам закупочной деятельности. Наличие в единой информационной системе в сфере закупок (в настоящее время - на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) исключительно решений контрольных органов по рассмотренным жалобам без отметки об отмене таких решений или поддержании позиции контрольных органов судебными инстанциями является предпосылкой для неправильного применения и толкования норм законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд.

На основании изложенного, эксперты НАИЗ поддерживают скорейшее принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний" с целью повышения общедоступности такой информации для всех участников закупок.

При этом следует учесть инициативу Министерства экономического развития Российской Федерации по дополнению указанного реестра информацией о судебных решениях.

Эксперты НАИЗ считают, что реализация данного предложения позволит сделать правоприменительную практику в сфере закупок более упорядоченной и исключающей принятие противоречивых решений органами контроля разного уровня. В частности, реализация данного решения, по мнению НАИЗ, может быть осуществлена двумя способами:

1. Внесением изменений в ч.21 статьи 99 Закона о контрактной системе путем изложения ее в следующей редакции: "Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях, а также о принятых судебных решениях по результатам обжалования решений контрольных органов в сфере закупок, размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, судебных решений. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации".

Соответствующие изменения (технического и содержательного характера) должны быть внесены в проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний", путем реализации положения о размещении в реестре соответствующих судебных решений, принятых по результатам обжалования решений контрольных органов.

2. Либо внесением изменений в проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний" в части синхронизации реестра, размещаемого в единой информационной системе в сфере закупок, с официальным сайтом https://kad.arbitr.ru/, содержащим электронную картотеку арбитражных дел, в том числе, связанных с обжалованием решений контрольных органов в сфере закупок.

Решением, не требующим внесения изменений в Федеральный закон №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является введение в реестр жалоб сервиса отметки о наличии судебного решения по данному делу без публикации текста такого решения.

Расширенным и оптимальным предложением является автоматизация технического взаимодействия официального сайта http://www.zakupki.gov.ru/ с официальным сайтом https://kad.arbitr.ru/, подразумевающая автоматическую ссылку на судебное решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на решение контрольного органа.

Кроме того, НАИЗ считает необходимым введение функционала поиска решений в реестре жалоб по тематике обжалования (по отдельным статьям Закона о контрактной системе) для сокращения времени работы с реестром и доступности правовой позиции контрольных органов по отдельным вопросам в сфере закупок.

"Реализация указанных предложений позволит не только нарабатывать единую правоприменительную практику различных контрольных органов, которая на данный момент достаточно разрозненна и иногда противоречива, но и сократить трудозатраты специалистов заказчиков и поставщиков на подготовку документов для проведения и участия в закупках", - подчеркнул Сергей Габестро.

Источник 

Партнёры