RU / EN
Главная » Регионы » Точка зрения » Налог на прибыль и инвестиции в основной капитал

Налог на прибыль и инвестиции в основной капитал 24 апреля 2017

Член татарстанской «Деловой России» Тахир Давлетшин

Правительство предлагает ввести общую инвестиционную льготу для всех компаний, вкладывающих в модернизацию, заявил премьер-министр Д.А. Медведев в ходе отчета Правительства за 2016 год в Государственной Думе, состоявшемся 19 апреля 2017 года. Компании, направляющие деньги на реконструкцию, модернизацию производства, высокотехнологичное оборудование, могут рассчитывать на сокращение налога на прибыль до 5% (сейчас общая ставка – 20%).

Однако предложение премьер-министра не поддается всесторонней и объективной оценке ввиду того, что оно не конкретизировано, формулировано неясно. Например, откуда взялась цифра до 5 %, а не до 0 % или до 10 %, и почему бы не ввести прогрессивную шкалу налога? Какой должен быть объем инвестиций, чтобы претендовать на столь привлекательную льготу? Кто будет определять, кому дадут такую льготу, а кому откажут в ней?

Представляется, что предложение Д. Медведева не прошло даже предварительного обсуждения в министерствах и ведомствах, так же как и предложенное министром финансов А. Силуановым налоговый маневр «22/22», подразумевающее снижение ставки страховых взносов до 22 процентов (в настоящее время стандартный тариф страховых взносов составляет 30%), при условии повышения налога на добавленную стоимость (НДС) до 22 процентов (сейчас 18 процентов).

Предложения Д.Медведева о 5 % налоге на прибыль и А.Силуанова о налоговом маневре «22/22» говорят об отсутствии понимания в Правительстве стоящих перед страной проблем в налоговой сфере, об отсутствии концепции налоговой реформы. Если о пагубности для бизнеса налогового маневра «22/22» высказались все объединения предпринимателей и большинство экспертов, по предложению «5 %» наблюдается легкое недоумение.

Мнение автора по налоговому маневру «22/22» выражено в материале «Реформирование НДС или же налоговый маневр?», состоит в том, что игра с цифрами бесмысленна, необходимо реформировать НДС, устранить недоработки и внутренние противоречия Налогового Кодекса. Первоочередная задача, без которой невозможно развитие МСП: гармонизация налоговых режимов, отмена п. 5 ст. 173 НК РФ и ограничение специальных налоговых режимов.

Что касается налога на прибыль, не надо изобретать велосипед, а необходимо вернуться к прошлому. До введения в действие НК РФ в 2002 году компании получали вычет на суммы капитальных вложений из налоговой базы в размере до 50 % , ставка налога на прибыль составляла 35 %. При этом инвестиционная льгота была прозрачна и продуманна, стимулировала предприятия на инвестиции. В 2002 году было принято решение снижать ставку налога на прибыль с 35% до 24% с одновременной отменой инвестиционной льготы, а затем и до 20%. Предполагалось, что низкая ставка налога на прибыль увеличит ликвидность для инвестиций, стимулирует модернизацию производства.

Бизнес начал просить о налоговых льготах для инвестиций сразу после отмены инвестиционной льготы в 2002 г. В 2015 г. Президент В. Путин по итогам Петербургского экономического форума поручил Правительству проработать вопрос о налоговой льготе промышленным предприятиям – на сумму капитальных вложений в модернизацию. Но поручение не было выполнено, против выступил Минфин в связи с резким снижением налоговых сборов, льгота могла сильно ударить по региональным бюджетам, где и так ситуация катастрофическая.

Предложение Д. Медведева «5 %», в отличие от «22/22» А. Силуанова, не очень актуальное. Налог на прибыль в 20 % слишком низок, при этой ставке налог на прибыль не выполняет в полной мере ни регулирующую, ни стимулирующую, ни распределительную (социальную) функции. Вместе с 13 % -ой ставкой НДФЛ, низкая ставка налога на прибыль является основным фактором расслоения общества по доходам, присвоения значительной части национального богатства узким кругом лиц.

Так, при резком росте бедных в стране до 20 млн. человек по данным Росстата, падения ВВП на 0,2 %, количество долларовых миллиардеров в стране выросло с 77 до 96 в 2016 году (по данным Forbes), а их совокупное состояние выросло на $100 млрд. (почти половина федерального бюджета).

Согласно данным ФНС, Таблица «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности» (сайт ФНС Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@) с 2006 года по 2015 год рентабельность проданных товаров, работ, услуг по экономике упала с 14,0 % до 9,3 %, рентабельность активов организаций с 9,3 до 5,0 %. Таким образом, собственных источников финансирования инвестиций и стимулов для инвестиционной деятельности становятся все меньше. В выгодном положении – добыча полезных ископаемых 26,8 %, химическое производство 33%. В машиностроении, высокотехнологических отраслях, и отраслях, традиционно занятых МСП рентабельность крайне низка. При рентабельности 0 – 5 %, нет собственных источников на инвестиции, какая бы не была ставка налога на прибыль, тем более, если же предприятие модернизирует производство (а это делается за кредитные деньги), у него и так прибыли нет – ее съедает высокий банковский процент.

Поэтому, предложение премьер – министра малоактуальное для большинства отраслей и предпринимателей, выгодно в основном для сырьевых отраслей с высокой рентабельностью. При этом сильно пострадают региональные бюджеты: сборы налога на прибыль в консолидированный бюджет составили в 2016 году 2678 млрд. руб, в т.ч. в федеральный бюджет 473 млрд. руб. и в региональный бюджет 2205 млрд. руб..

Налог на прибыль, наряду с налогом на доходы физических лиц, составляет основу бюджетов регионов, таким образом, в предложении Д. Медведева прослеживается намерения сократить бюджеты регионов в пользу корпораций, в первую очередь, занятых в добыче сырьевых ресурсов, где и так высока рентабельность.

Для увеличения регулирующей функции налога на прибыль необходимо поднять ставку налога на прибыль до 30 – 36 %, как и во всем мире, а распределение между федеральным и региональным бюджетами сделать 50/50. При этом, у правительства появятся значительные рычаги для стимулирования инвестиций путем предоставления налоговых льгот в приоритетных отраслях экономики, а также МСП, причем не до 5 %, например, в случае с МСП вплоть до 0 %. Не будет значительных потерь в бюджетах регионов, если льготы по налогу на прибыль для крупного бизнеса будут предоставлены исключительно за счет федеральной части налога.

Выступления первых лиц правительства показывает: высокопоставленные чиновники выдвигают несогласованные в ведомствах и научно непроработанные предложения. При этом государство совершает хаотические действия, настоящие реформы не проводятся и не планируются, правительство намерено ограничиться увеличением ставок собираемых налогов (НДС, акцизы) и уменьшением ставок труднособираемых (социальные фонды), урезать доходы граждан и регионов в пользу корпораций.

В состоявшейся в Москве в марте 2017 года ежегодной Недели российского бизнеса, проводимой РСПП, А. Силуанов заявил: «Мы считаем, что тот уровень налоговой нагрузки, который сложится в 2019 году, если говорить по показателям, которые сейчас есть у нас, при тех прогнозах, которые мы сделали бюджетных на трехлетку, в 2019 году уровень налоговой нагрузки составляет, которые перераспределяется через бюджетную систему, 31,6% ВВП».

Однако сложившаяся налоговая система и низкие ставки налога на прибыль и НДФЛ не дают возможности маневрировать, оставаясь в пределах налоговой нагрузки в 31,6 % (в общем не низкой), не позволяют стимулировать инвестиции и поддержать приоритетные отрасли без ущерба бюджету.

Парадоксально, но факт: проблемы налоговой системы России не в высоких ставках налогов, наоборот, в низких ставках налога на прибыль и НДФЛ, которые не отвечают требованиям ни социальной справедливости, ни пополнения бюджета в условиях падающих цен на энергоресурсы. Ставки налога на прибыль в 20 % и НДФЛ в 13 % , которые были несущественны для бюджета при высоких ценах на нефть, необходимо пересмотреть, причем простым манипулированием налоговых ставок проблема не решается – нужна реформа налоговой системы, в первую очередь реформа НДС, налога на прибыль и НДФЛ.

В предложенной автором «Концепции реформирования налоговой системы» особо подчеркнута необходимость реформирования НДС, НДФЛ и налога на прибыль, без которого невозможен рост экономики.

Основными положениями предложенной налоговой реформы являются:

- определение НДС в российском законодательстве как НТУ – налог на товары и услуги, или же, налог на конечное потребление (налог на покупки), каковым де-факто является НДС согласно Главы 21 НК РФ;

- гармонизация общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов;

- значительное ограничение порога максимальной выручки для работы в специальных налоговых режимах УСН и ЕСХН;

- отказ от плоской шкалы НДФЛ;

- увеличение ставки налога на прибыль и возврат инвестиционной льготы.

Налоги выполняют важную роль, без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. Налоговая система России молодая, имеет недостатки и недоработки как на методологическом уровне, так и на концептуальном, требует модернизации и реформирования, как следствие, в настоящее время она не может служить экономическому развитию, является одним из существенных факторов, способствующих экономическому спаду и стагнации.

Нужна реформа налоговой системы, а не налоговый маневр и манипуляции с налоговыми ставками в угоду отдельных отраслей и представителей олигархических структур.

Партнёры